С начала года число высококритичных атак уже выросло более чем в три раза

С начала года число высококритичных атак уже выросло более чем в три раза

С начала года число высококритичных атак уже выросло более чем в три раза

По данным экспертов ГК «Солар», за январь и неполный февраль 2024 года доля атак высокой критичности уже выросла более чем в три раза – с 2% до 6,3% – по сравнению с IV кварталом 2023 года. Также с 73% до 80% увеличилась доля таких инцидентов с применением вредоносного софта и почти в четыре раза выросла доля веб-атак – до 15%.

Исследование кибератак на российские компании в 2023 и трендов 2024 года подготовлено специалистами первого и крупнейшего центра противодействия кибератакам Solar JSOC ГК «Солар» на основе анализа около 300 организаций из разных отраслей экономики. Совокупно сервис обеспечивает контроль и выявление инцидентов для более 3600 внешних сервисов, опубликованных в интернете; более 178 тыс. серверов общего, инфраструктурного и прикладного назначения.

Рост инцидентов высокой критичности означает, что тренд на усложнение инцидентов и максимальный деструктив в отношении организаций, который наметился в 2023 году, получил свое развитие. Массовые атаки сменились более продвинутыми ударами – злоумышленники теперь чаще применяют нелегитимный софт (программы для удаленного администрирования, хакерские утилиты, исследовательское ПО пентестеров и т.д.) и средства проникновения в инфраструктуру, которые нельзя выявить базовыми системами обнаружения, отмечают эксперты Solar JSOC ГК «Солар».

Распределение инцидентов по уровню критичности

 

В целом за прошедший год число событий ИБ в сравнении с 2022 годом выросло на 64%, до 1,5 млн событий ИБ. При этом доля подтвержденных инцидентов оставалась стабильной. Среди всех типов инцидентов выделяется эксплуатация уязвимостей, показавшая рост в 2 раза год к году, до 11,5%. Это значит, что в компаниях по-прежнему вовремя не обновляют софт и не проводят постоянный анализ публичных сервисов и ресурсов на уязвимости, чем и пользуются злоумышленники.

За IV квартал было выявлено 473 тыс. событий ИБ, что на 20% больше, чем в III квартале 2023 года и на 68% выше показателей аналогичного периода 2022 года. Число подтвержденных инцидентов в IV квартале составило 5,7 тысяч – в среднем на одну компанию в IV квартале приходилось 19 атак.

Вредоносное ПО оставалось самым популярным инструментом хакеров, однако в IV квартале доля таких атак среди высококритичных инцидентов снизилась на 10 п.п., до 73%. Наряду с этим увеличилось число срабатываний специальных сенсоров SOC (EDR, NTA и AntiAPT), которые фиксируют инциденты, не выявляемые стандартными средствами мониторинга.

В дополнение злоумышленники стали чаще применять так называемые not-a-virus утилиты, которые не являются вирусами, но могут представлять угрозу для компьютера или его пользователей, и применять бесфайловые методы для закрепления и продвижения в инфраструктуре жертвы (когда вредоносное ПО загружается напрямую в оперативную память устройства, а файл не сохраняется на жестком диске). В дополнение в IV квартале в сравнении с III почти в два раза – с 9% до 17% – выросла доля атак, вызванных эксплуатацией уязвимостей, что в том числе говорит об учащении попыток прощупывания периметра жертвы.

«По итогам 2023 года киберграмотность персонала российских компаний все же повысилась, а бизнес начал адаптироваться к новой реальности. С другой стороны, атаки стали более адресными и сложными, а инструментарий – продвинутым. Однако мы не исключаем рост более массовых атак перед выборами Президента РФ в марте 2024 года», – пояснила Дарья Кошкина, руководитель направления аналитики киберугроз ГК «Солар».

Для обеспечения комплексной защиты эксперты ГК «Солар» рекомендуют ИБ-специалистам российский компаний повышать уровень патч-менеджмента, выстраивать грамотную систему приоритезации инцидентов с учетом их критичности и учиться находить корреляции между событиями ИБ для выявления этапов kill-chain. Также следует постоянно заниматься повышением уровня киберграмотности сотрудников, вести постоянный мониторинг внешних угроз, а в рамках SOC внедрить специальные сенсоры (EDR, NTA и AntiAPT) для обнаружения более продвинутых атак.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Ozon отстранил курьеров за использование данных клиентов

Маркетплейс Ozon сообщил об отстранении от работы курьеров, которые неправомерно использовали личные данные клиенток. Ранее депутат Госдумы Ксения Горячева обратилась к генеральному директору «Озон холдинг» Дмитрию Киму с запросом о мерах, предпринимаемых для защиты персональных данных пользователей.

Как передаёт ТАСС, документ с запросом оказался в распоряжении агентства. Поводом для обращения стали жалобы клиенток маркетплейса на недопустимое поведение курьеров.

В одном случае сотрудник использовал контактный номер покупательницы для личной переписки, в ходе которой допускал грубые и нецензурные выражения. В другом случае клиентка стала жертвой сталкинга — курьер звонил ей с разных номеров и проявлял агрессию в различных формах.

«О двух случаях, указанных в обращении, нам известно — эти курьеры были немедленно отстранены и внесены в чёрный список. Они больше не смогут доставлять заказы для сервисов Ozon, поскольку подобное поведение недопустимо», — сообщили в пресс-службе компании.

В Ozon также отметили, что с 2024 года в компании внедряется система защиты контактных данных клиентов. Теперь курьеры совершают звонки через виртуальные номера и не видят реальные контакты покупателей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru