Институт Радио предложил отменить мобильное рабство

Институт Радио предложил отменить мобильное рабство

Институт Радио предложил отменить мобильное рабство

Власти обсудят возможность переноса номера мобильного телефона из одного региона в другой. С инициативой выступил НИИР. Крупные операторы считают, что новый сценарий приведет к росту тарифов и мошеннических звонков. Может потребоваться доработка СОРМ.

О заявке Научно-исследовательского института Радио (НИИР) в Минэкономразвития сообщает РБК. НИИР просит организовать экспериментальный правовой режим (ЭПР, регуляторные “песочницы”) по переносу номеров телефонов между регионами и создание пилотной зоны. Заинтересованными операторами связи выступают “Тинькофф Мобайл” и “СИМ Телеком”.

Речь идет о так называемом принципе MNP (mobile number portability) — возможности переходить от одного мобильного оператора к другому с сохранением своего номера телефона.

Сам принцип действует в России с 2013 года, но позволяет переносить номер между операторами, работающими только в одном и том же регионе.

НИИР является оператором базы данных перенесенных номеров, отвечает за технический процесс, маршрутизацию звонков и сообщений.

По данным НИИРа, услугой уже воспользовались 24,3 млн абонентов.

Цель эксперимента — обеспечить возможность переноса номеров в пределах всей территории России, в первую очередь мобильных, но в будущем принцип могут распространить и на городские номера.

“Сейчас абонент может переходить от одного оператора к другому без смены номера внутри одного региона, но, например, при смене места жительства с одного региона на другой ему номер придется менять, — объясняет гендиректор НИИРа Олег Иванов. — То есть так называемое мобильное рабство сохраняется на региональном уровне. Если перенос номеров между операторами разных регионов можно будет организовать, то и эта проблема будет снята”.

Представитель “МегаФона” сообщил, что в компании не поддерживают инициативу, так как ее реализация “может повлечь рост мошеннических звонков и негативно повлиять на стоимость тарификации для абонентов при междугородных и межоператорских звонках”.

В “Ростелекоме” заявили, что им “известно об инициативе по введению межрегионального MNP” и считают, что “на данном этапе она требует четкой проработки в части изменения правил работы с номерной емкостью регионов и технических настроек”.

По мнению некоторых экспертов, новый сценарий может потребовать доработки сетей и систем оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ).

Представитель НИИРа вопрос необходимости установки дополнительных СОРМ не прокомментировал.

Однако источник РБК, знакомый с подготовкой эксперимента, сообщил, что его участники запрашивали позицию ФСБ.

Ведомство ответило, что дополнительное оборудование СОРМ при внедрении межрегионального MNP не потребуется.

Также у службы спрашивали, затруднит ли эта инициатива ее взаимодействие с операторами связи в рамках оперативно-разыскных мероприятий, и получили отрицательный ответ.

В то же время ФСБ указала, что минимальный срок для переноса номера между регионами должен составлять не менее 15 дней. Сейчас внутри одного региона можно перенести номер минимум за восемь дней, но в планах НИИРа сократить его до одного дня, а саму услугу полностью перевести в онлайн.

Новый сложный Linux-зловред VoidLink нацелен на облака и контейнерные среды

Исследователи из Check Point обнаружили ранее неизвестный модульный инструмент для проведения атак, способный длительно, скрытно и надежно работать в облачных и контейнерных средах на основе Linux.

Анализ показал, что VoidLink, как его называют создатели, — это фреймворк, состоящий из загрузчиков, написанного на Zig импланта, руткитов и десятков плагинов, доступных по умолчанию и привязанных к кастомному API. Аналогичный подход наблюдался у Cobalt Strike.

Гибкая, модульная архитектура позволяет авторам атак по мере надобности расширять и изменять функциональность тулкита, умеющего определять основные облачные сервисы (AWS, Google Cloud, Microsoft Azure, Alibaba, Tencent) и соответствующим образом адаптировать свое поведение, обнаружив запуск в контейнере Docker или поде Kubernetes.

У VoidLink имеются и другие OpSec-механизмы: шифрование неиспользуемого кода, самоудаление при стороннем вмешательстве, сокрытие вредоносной активности с помощью руткитов режима пользователя и ядра.

Обмен вредоноса с C2 может осуществляться по разным каналам. Он поддерживает HTTP/HTTPS, WebSocket, ICMP, DNS-туннелирование, а также умеет составлять зараженные узлы в многосвязные (ячеистые) или p2p-сети.

Возможность добавления к основному коду плагинов, общим числом 37, позволяет оператору выполнять в облаках различные задачи, от разведки и закрепления до горизонтального перемещения по сети (через SSH с помощью украденных ключей) и обхода защиты путем стирания следов непрошеного вторжения.

 

Новый инструмент атаки, об авторстве которого можно косвенно судить по использованию китайского языка в оформлении админ-панелей, активно поддерживается и развивается. Цель его использования пока неясна: реальных заражений не выявлено.

По всей видимости, создатели VoidLink собираются коммерциализировать свой продукт. Предусмотренная возможность кражи учеток Git позволяет использовать новинку против разработчиков софта — с целью хищения конфиденциальных данных либо для проведения атак на цепочки поставок.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru