Группировка Worok прячет новый вредонос в PNG-файле

Группировка Worok прячет новый вредонос в PNG-файле

Группировка Worok прячет новый вредонос в PNG-файле

Киберпреступная группировка Worok начала прятать вредоносную программу в PNG-изображениях (стеганография). Пробравшись на устройство жертвы, вредонос крадёт важную информацию, а способ его доставки не вызывает алертов защитных программ.

Впервые о Worok рассказали специалисты компании ESET в сентябре 2022 года. Теперь исследователи из Avast обратили внимание сообщества на новую кампанию группы.

В первую очередь киберпреступников интересуют госучреждения в странах Среднего Востока, Южной Африки и Юго-Восточной Азии. Эксперты пока не знают, как именно злоумышленники проникают в сети, но есть предположение, что Worok использует стороннюю загрузку DLL для запуска вредоноса CLRLoader в памяти.

Далее CLRLoader загружает пейлоад PNGLoader, задача которого — извлечь байты, встроенные в PNG-изображения и «сложить» из них два исполняемых файла. В отчёте Avast есть инфографика, демонстрирующая этапы атаки:

 

Специалисты также отметили, что Worok использует технику кодирования наименее важного бита (“least significant bit (LSB) encoding“). Это значит, что небольшие фрагменты вредоносного кода встраиваются в наименее важные биты пикселей изображения.

 

Первый пейлоад, извлекаемый PNGLoader, представляет собой PowerShell-скрипт, который, к сожалению, не смогли восстановить ни ESET, ни Avast. Вторая нагрузка — кастомный вредонос, похищающий файлы жертвы. Последний использует DropBox в качестве командного центра (C2).

Кстати, то самое PNG-изображение, скрывающее второй пейлоад, выглядит довольно безобидно:

 

По словам Avast, Worok использует кастомные инструменты, которые на данный момент недоступны другим киберпреступным группировкам.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Согласно исследованию АО «ГЛОНАСС» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ), за восемь месяцев 2025 года зафиксировано 328 кибератак на автомобили. Это на 20 больше, чем за аналогичный период 2024 года. О 20-процентном росте в годовом выражении сообщили также в компании «Спикател», однако абсолютные значения там не раскрыли.

Отчёт по исследованию оказался в распоряжении «Ведомостей». Данные собирались из разных источников: как открытых (ИТ-компании, органы власти), так и закрытых — включая результаты bug bounty-программ и информацию из профессиональных сообществ специалистов по ИТ и ИБ.

Анализ показал, что 93% атак совершаются удалённо. В 85% случаев злоумышленники эксплуатируют уязвимости Bluetooth или облачных сервисов. Такие атаки позволяют дистанционно управлять автомобилем или даже угнать его. В числе часто используемых векторов названы системы сенсорного слияния (лидары и радары), технологии SDV (Software Defined Vehicles, программно определяемый функциональность автомобиля) и AV (Autonomous Vehicles, системы автономного вождения).

По словам руководителя направления кибербезопасности транспортных средств АО «ГЛОНАСС» Владимира Педанова, особенно востребованы взломы SDV-сервисов, которые автопроизводители предоставляют за дополнительную плату. Так, Volkswagen, Tesla и John Deere распространяют подобные функции через подписки. Например, инструменты для взлома автопилота John Deere появились всего через месяц после начала его коммерческого распространения.

Взлом технологий автопилота, подчеркнул Педанов, гораздо опаснее, так как напрямую влияет на безопасность движения. Однако исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев считает, что ущерб от таких атак пока ограничен из-за невысокой зрелости телематических систем.

Главным мотивом злоумышленников становится блокировка систем автомобиля ради вымогательства. При этом сами автопроизводители также могут использовать схожие механизмы против «серых» машин.

Генеральный директор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов указал, что перспективным вектором атак остаются внутренние сервисы автопроизводителей, где также выявляются уязвимости. Так, в сентябре 2024 года была обнаружена брешь в инфраструктуре KIA, затронувшая даже автомобили, владельцы которых не подключали KIA Connect. Однако такие случаи редки и быстро устраняются.

Руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков назвал системной проблемой крайне низкий уровень защищённости бортовых систем. Во многих автомобилях средства защиты отсутствуют вовсе, что делает их уязвимыми как для удалённых атак через интернет, так и для атак в непосредственной близости к машине.

Как отметил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, современные автомобили фактически превратились в компьютеры на колёсах. Они оснащены множеством систем, подключённых к интернету через сотовую связь или Wi-Fi, что значительно расширяет поверхность атаки. При этом автопроизводители и их поставщики становятся привлекательными целями для финансово мотивированных злоумышленников.

В то же время подобные угрозы актуальны лишь для относительно небольшой части автопарка. По данным страховых компаний, на которые ссылаются «Ведомости», как минимум 70% автомобилей в России старше 10 лет, и для них киберриски фактически не представляют опасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru