Прогноз ЦСР: просадка рынка ИБ до 2023, затем неминуемый взлет

Прогноз ЦСР: просадка рынка ИБ до 2023, затем неминуемый взлет

Прогноз ЦСР: просадка рынка ИБ до 2023, затем неминуемый взлет

В ближайшие пять лет отечественный рынок кибербезопасности вырастет в 2,5 раза. Цифры и прогнозы привели сегодня в Центре Стратегических Разработок (ЦСР). “Штормить” будет до 2023 года.

Общий объем рынка кибербеза в прошлом году составил 186 млрд рублей. Доля услуг — 27%, поставки средств защиты информации, в том числе программных — 73%.

Anti-Malware.ru ознакомился с августовским исследованием ЦСР “Прогноз развития рынка кибербезопасности в Российской Федерации на 2022–2026 годы”. Еще с прошлого года на отечественном рынке доминируют российские вендоры: 61% рынка против 39%.

 

Рыночные ожидания 2022 года формируются на фоне массового ухода зарубежных компаний.

Но “сложившаяся ситуация для российских вендоров выгодна, так как спрос на решения, обеспечивающие кибербезопасность, уверенно растет”, — говорится в прогнозе.

При этом в 2022 году рынок всё же ждет “просадка”:

 

На графике можно видеть снижение объема рынка в 2022–2023 годах, однако “кривая” не затронет отечественных вендоров, считают исследователи.

В целом рынок кибербезопасности России преодолеет тренд на снижение, связанное с сокращением доли зарубежных вендоров, и выйдет на прогнозируемые объемы в 2023 году, после чего продолжит стремительный рост.

Начиная с 2023 года практически весь бюджет заказчиков на средства защиты информации в секторах B2G и B2B будет потрачен на продукцию российских вендоров. Ожидается четырехкратный рост этой части рынка: 113 млрд руб. в 2021 году и 446 млрд руб. в 2026 году.

Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) для российских вендоров за 5 лет предположительно составит 32%:

  • 2022 год—25%
  • 2023 год—56%
  • 2024 год—35%
  • 2025 год—25%
  • 2026 год—20%

Объем рынка услуг в 2026 году оценивают в 107,3 млрд руб. против 49,5 млрд руб. в 2021 году. Из них на долю российских вендоров придется 102 млрд руб. — 95% всего рынка.

Правда, пока заказчики больше зависят от запланированного бюджета на ИБ, чем от реальных потребностей, говорят эксперты, опрошенные Anti-Malware.ru.

“Хотя иногда и возникают обстоятельства, которые заставляют заказчиков перебрасывать средства между бюджетами для быстрого закрытия сильно востребованной функции, но крупные компании все равно стараются придерживаться выделенных расходных статей бюджета”, — делится опытом один из участников рынка.

Глобальную перестройку рынка можно ожидать к 2025 году. К этому будет подталкивать указ Президента России №166 “О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации”, запрещающий с января 2025 года использовать ПО иностранного производства на значимых объектах КИИ. Развитие будет опираться на внутренний спрос.

Треть российских врачей дают пациентам личные контакты

Как показал опрос сервиса «Актион медицина», треть российских врачей готовы делиться с пациентами личными контактами, и ровно столько же — категорически против. Руководители клиник относятся к такой практике с осторожностью, при этом прямого запрета со стороны Минздрава нет.

Выдержки из исследования «Актион медицина», посвящённого взаимодействию врачей с пациентами и коллегами в нерабочее время, опубликовал «Коммерсантъ». В опросе приняли участие более 1200 врачей.

Согласно результатам исследования, 32,7% врачей предоставляют пациентам личный номер телефона или контакт в мессенджере. Ещё 6,5% делают это время от времени. При этом 38,5% медиков не готовы делиться личными контактами, а 14,25% используют для общения с пациентами отдельный номер. Почти половина врачей вовсе не общается с пациентами через социальные сети и мессенджеры.

Ведущий эксперт «Актион медицина» Наталья Журавлева в комментарии для «Коммерсанта» назвала одной из ключевых проблем такого формата общения вопрос сохранности данных. Она также обратила внимание на двойственные ожидания пациентов: с одной стороны, они опасаются утечек персональной информации, а с другой — без раздумий пересылают по незащищённым каналам медицинские выписки, результаты анализов и консультаций.

По словам эксперта, законность подобного взаимодействия как минимум вызывает вопросы. «Любое дистанционное общение с пациентами по поводу их заболеваний и коррекции лечения с точки зрения закона приравнивается к телемедицинской консультации. А проводить её врач “не на работе” не имеет права, как и ставить диагноз», — пояснила она.

Владельцы и руководители клиник, в свою очередь, предпочитают действовать осторожно. Совладелец сети «Клиники доктора Омарова» Зарема Омарова отмечает, что, несмотря на отсутствие прямого запрета на общение врачей с пациентами по телефону или в мессенджерах, сохраняется риск компрометации данных и неверного понимания пациентом рекомендаций специалиста.

Руководитель сети Grand Clinic Ольга Шуппо рассказала, что в клинике действует запрет на консультации по телефону и в мессенджерах. Однако предусмотрены исключения — например, при прохождении пациентом сложного лечения, необходимости особой маршрутизации внутри клиники или накануне длительных выходных и праздничных дней.

Главный врач клиники Estetus Севак Барсегян также указал на необходимость защищать медицинских работников от стресса и профессионального выгорания, риски которых существенно возрастают при общении с пациентами в нерабочее время.

Управляющий партнёр клиники ранней реабилитации «Три сестры» Анна Симакова считает, что оптимальным решением является создание удобной и защищённой среды для общения врачей и пациентов. В клинике для этого используются специальные служебные номера, а персонал проходит обучение по выстраиванию корректной коммуникации с пациентами.

Начальник управления стратегического развития здравоохранения ЦНИИОИЗ Минздрава России Денис Тюфилин в комментарии для «Коммерсанта» отметил, что врачи не обязаны общаться с пациентами во внерабочее время даже по срочным вопросам — это остаётся личным выбором специалиста. При этом ключевым фактором он назвал обеспечение сохранности персональных данных.

Юрист по медицинскому праву, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко подчеркнул, что использование личных устройств повышает риски утечек медицинских данных. Впрочем, по его словам, такие риски сохраняются даже при работе на служебных устройствах в рабочее время.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru