Эксперты оценили идею властей создать Алмазный фонд технологий

Эксперты оценили идею властей создать Алмазный фонд технологий

Эксперты оценили идею властей создать Алмазный фонд технологий

Россия может достигнуть технологического суверенитета за 10-20 лет. В профессиональном сообществе сегодня обсуждают заявление спецпредставителя президента по цифровизации Дмитрия Пескова.

О планах собрать три десятка собственных технологий и создать условный "Алмазный фонд" чиновник рассказал агентству РИА Новости.

"Если говорить о реалистичной задаче технологического суверенитета, она выглядит так: за 10-20 лет можно создать 30-50 собственных линий передовых разработок, которые станут экспонатами нашего "Алмазного фонда технологий" и смогут обеспечить продовольствие, безопасность, медицину и связность в стране в случае любых катаклизмов", — заявил Песков.

По его словам, "вопрос в том, чтобы иметь свой "Алмазный фонд" технологических разработок, которые есть либо только у тебя, то есть это технологическое превосходство, либо есть еще у трех-пяти стран в мире — то есть технологический паритет".

Заявление быстро разошлось по экспертным сообществам. Anti-Malware.ru собрал мнения участников рынка.

“Смешивать в одну кучу Алмазный фонд и Фонд технологий — креативное решение”, — прокомментировал идею источник, близкий к фондам технологий. — Но если креатив отражается только в названии и не даёт новых инструментов для реализации проектов в России, то странно что-то содержательно обсуждать с комьюнити”.

Сама постановка цели очень напоминает стратегию выживания за железным занавесом, говорит и основатель Anti-Malware.ru Илья Шабанов.

“Создать такой “алмазный фонд технологий”, наверное, можно. Но технологии, в отличие от алмазов, нефти и других ископаемых ресурсов, постоянно развиваются и совершенствуются”, — продолжает эксперт.

Технологии не могут быть статичными. “Когда мы через 20-30 лет научимся делать свои суверенные "Эльбрусы", может случиться, что весь остальной “зависимый” мир будет уже использовать квантовые вычисления или передавать информацию телепатическими сигналами”, — говорит Шабанов.

“Разговоры о создании фонда собственных разработок идут уже 30 лет, — делится своим мнением еще один источник Anti-Malware.ru из сферы ИБ. — Назвать это можно как угодно, но кто и как будет их создавать сейчас: в условиях санкций, дефицита железа и кадрового голода”.

Оптимистичнее восприняли заявление о создании Алмазного фонда технологий в “клане” разработчиков:

"Можно и нужно, — говорит руководитель технического центра АйТи БАСТИОН Константин Родин. — Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к этому. Вопрос лишь в сроках и средствах, на это выделяемых”.

По оценкам представителя вендора, с задачей производства "алмазов" на рынке ПО страна справляется, вопрос больше с "железными" технологиями.

“Именно это сейчас выглядит самым сложным и востребованным, — продолжает эксперт. — Мир ушел уже довольно далеко. Нужно "направленное" чудо, чтобы через 10 лет полностью освоить технологии, доступные сейчас и параллельно развиваться технологически, чтобы через эти 10 лет не пришлось опять догонять".

Подобные заявления напомнили редакции Anti-Malware.ru историю про обещанный Михаилом Горбачевым в конце 1980х гг. "лучший в мире процессор". Сегодня мы знаем, что один из ведущих участников того проекта — Владимир Пентковский оказался в итоге в команде Intel и занимался разработкой SSE-части нового процессора Pentium, а команда Бабаяна сотрудничала с Sun по реализации нового направления HPC.

Прорывные технологии — не банка законсервированных ценностей, а экосистема, обеспечивающая рост. Без экосистемы даже проросшие ростки плохо живут.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru