Опасный Android-банкер получает контроль над мобильными устройствами

Опасный Android-банкер получает контроль над мобильными устройствами

Вирусные аналитики компании «Доктор Веб» исследовали многофункционального банковского троянца Android.BankBot.211.origin, который вынуждает пользователей предоставить ему доступ к специальным возможностям (Accessibility Service).

С их помощью вредоносная программа управляет мобильными устройствами и крадет конфиденциальную информацию клиентов кредитно-финансовых организаций. В самом начале наблюдения троянец атаковал только жителей Турции, однако вскоре список его целей расширился, и теперь он угрожает пользователям десятков стран.

Android.BankBot.211.origin распространяется под видом безобидных приложений, например, проигрывателя Adobe Flash Player. После того как пользователь устанавливает и запускает троянца, банкер пытается получить доступ к специальным возможностям (Accessibility Service). Для этого Android.BankBot.211.origin показывает окно с запросом, которое при каждом его закрытии появляется вновь и не дает работать с устройством, пишет news.drweb.ru.

 

 

 

Режим специальных возможностей упрощает работу с Android-смартфонами и планшетами и применяется в том числе для помощи пользователям с ограниченными возможностями. Он позволяет программам самостоятельно нажимать на различные элементы интерфейса, такие как кнопки в диалоговых окнах и системных меню. Вынудив пользователя предоставить троянцу эти полномочия, Android.BankBot.211.origin с их помощью самостоятельно добавляется в список администраторов устройства, устанавливает себя менеджером сообщений по умолчанию и получает доступ к функциям захвата изображения с экрана. Все эти действия сопровождаются показом системных запросов, которые можно вовсе не заметить, т. к. вредоносная программа мгновенно подтверждает их. Если же владелец устройства в дальнейшем пытается отключить какую-либо из полученных Android.BankBot.211.origin функций, банкер не позволяет это сделать и возвращает пользователя в предыдущие системные меню.

После успешного заражения троянец подключается к управляющему серверу, регистрирует на нем мобильное устройство и ожидает дальнейших команд. Android.BankBot.211.origin способен выполнять следующие действия:

  • отправлять СМС с заданным текстом на указанный в команде номер;
  • передавать на сервер сведения об СМС, которые хранятся в памяти устройства;
  • загружать на сервер информацию об установленных приложениях, список контактов и сведения о телефонных вызовах;
  • открывать заданную в команде ссылку;
  • изменять адрес командного центра.

Кроме того, вредоносная программа отслеживает все входящие СМС и также передает их киберпреступникам.

Помимо стандартных команд, злоумышленники могут отправлять троянцу специальные директивы. В них в зашифрованном виде содержится информация о приложениях, которые банкеру необходимо атаковать. При получении таких команд Android.BankBot.211.origin может:

  • показывать поддельные формы ввода логина и пароля поверх запускаемых банковских программ;
  • отображать фишинговое окно настроек платежного сервиса с запросом ввода информации о банковской карте (например, при работе с программой Google Play);
  • блокировать работу антивирусов и других приложений, которые могут помешать троянцу.

Android.BankBot.211.origin может атаковать пользователей любых приложений. Киберпреступникам достаточно лишь обновить конфигурационный файл со списком целевых программ, который банкер получает при соединении с управляющим сервером. Например, в начале наблюдения за троянцем вирусописателей интересовали только клиенты кредитных организаций Турции, однако позднее к ним добавились жители других стран, среди которых Германия, Австралия, Польша, Франция, Англия и США. На момент публикации этого материала в списке атакуемых троянцем программ содержится более 50 приложений, предназначенных для работы с платежными системами и ДБО, а также другое ПО.

Троянец также собирает информацию обо всех запускаемых приложениях и действиях, которые пользователь в них выполняет. Например, он отслеживает доступные текстовые поля, такие как элементы меню, а также фиксирует нажатия на кнопки и другие компоненты пользовательского интерфейса.

Кроме того, Android.BankBot.211.origin способен похищать логины, пароли и другую аутентификационную информацию, которую пользователь вводит в любых программах и на любых сайтах при авторизации. Для кражи паролей троянец делает скриншот при каждом нажатии клавиатуры, в результате чего он получает необходимую последовательность символов до того, как они будут скрыты. После этого информация, которая указывается в видимых полях, и все сохраненные скриншоты передаются на управляющий сервер.

 

 

Так как Android.BankBot.211.origin препятствует собственному удалению, для борьбы с ним необходимо выполнить следующие действия:

  • загрузить зараженный смартфон или планшет в безопасном режиме;
  • зайти в системные настройки и перейти к списку администраторов устройства;
  • найти троянца в этом списке и отозвать у него соответствующие права (при этом вредоносная программа попытается напугать владельца устройства, предупредив о неизбежной потере всех важных данных, однако это лишь уловка, и никакой опасности для файлов нет);
  • перезагрузить устройство, выполнить его полное сканирование антивирусом и удалить троянца после окончания проверки.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru