ЦБ разработал ГОСТ для банков, который начнет действовать в 2019 году

ЦБ разработал ГОСТ для банков, который начнет действовать в 2019 году

ЦБ разработал ГОСТ для банков, который начнет действовать в 2019 году

Российские банки должны будут внедрить свыше 400 мер информбезопасности в соответствии с ГОСТом, разработанным Центробанком. Это следует из окончательной версии документа (есть в распоряжении «Известий»), который вступит в силу в 2019 году. Как пояснили в пресс-службе ЦБ, 329 банков уже добровольно начали внедрять новый ГОСТ.

По экспертным оценкам, кредитным организациям придется направить до 15% от чистой прибыли на перенастройку и усовершенствование своих систем в соответствии с требованиями документа.

Все требования к банкам в ГОСТе разделены на восемь блоков. Кредитные организации должны обеспечивать защиту информации при управлении доступом к учетным записям сотрудников, обязаны защищать свои внутренние программы и автоматизированные системы, контролировать целостность технических средств, принять меры по отражению атак с помощью вредоносных кодов, наладить управление инцидентами, связанными с киберхищениями средств. Кроме того, банки должны обеспечить защиту данных при удаленном доступе к учетным записям, сообщает iz.ru.

Что касается точечных мер, то банки, например, должны контролировать незаблокированные учетные записи уволенных сотрудников, работников, не появлявшихся в офисе более 90 дней, а также внештатников. Кредитные организации должны исключить бесконтрольное изменение пользователями параметров настроек средств и систем защиты информации. Контроль должен осуществляться за всеми лицами, которые пришли в офис банка, но при этом не являются его сотрудниками — в том числе с помощью систем видеонаблюдения. Архивы с видеозаписями должны храниться не менее 90 дней.

Защита от вредоносных программ должна осуществляться как на техническом уровне, так и на уровне внутренних систем кредитных организаций, межсетевого трафика, переносных устройств, банкоматов, платежных терминалов. В ГОСТе также указано, что должны регулярно проводиться проверки на уровень защиты банка от вредоносных кодов. Кроме того, банки должны ввести запрет на открытие самораспаковывающихся файлов, блокировать и анализировать не разрешенное их системами копирование данных конфиденциального характера.

— Разработка ГОСТа «Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Базовый состав организационных и технических мер» является одной из мер, направленных на предотвращение хищений денежных средств на финансовом рынке страны, — пояснили «Известиям» в пресс-службе ЦБ. — Его основой стал отраслевой стандарт «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения». Также использовались нормативно-правовые акты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России.

По словам представителей ЦБ, сейчас более половины банков — 329 из около 600 действующих — добровольно начали внедрять ГОСТ в своей работе.

По оценкам гендиректора ИК «Форум» Романа Паршина, банкам придется направить до 15% от чистой прибыли на внедрение ГОСТа. По оценкам банкиров — не менее 3–5 млн рублей на каждый блок из комплекса мер. По словам Романа Паршина, средства пойдут на развитие систем безопасности банков и наем сотрудников, которые должны обладать повышенным уровнем навыков в сфере кибербезопасности.

В ЦБ не считают новый комплекс мер избыточным.

— Сокращение состава мер создаст уязвимости, которые смогут использоваться злоумышленниками для несанкционированных переводов денежных средств и иных компьютерных атак, — пояснили в пресс-службе ЦБ. — При этом цель выпуска ГОСТа не будет достигнута.

По словам начальника департамента информационной безопасности банка ТКБ Петра Курило, рынок давно ждал, что требования к банкам по кибербезопасности станут обязательными.

— Эти меры однозначно будут способствовать минимизации рисков, связанных с кибератаками, — считает Петр Курило. — Сам перечень требований довольно существенный, но излишними их назвать нельзя — в основном ГОСТ сформулирован с учетом лучших мировых практик и опыта по уже проанализированным инцидентам.

Руководитель направления аудита информбезопасности финансовых организаций компании Digital Security Андрей Гайко отметил, что многие требования ГОСТа касаются технических настроек уже существующих в банках механизмов защиты.

— Поэтому больше стоит говорить о рабочем времени сотрудников, которое будет затрачено на донастройку систем, — считает Андрей Гайко. — А это зависит от компетенции сотрудников и размера IT-инфраструктуры. У банков появятся новые пункты трат на обязательный анализ защищенности банковского программного обеспечения. Это новое требование.

Ведущий консультант по информационной безопасности «Инфосистемы Джет» Павел Новожилов добавил, что одной из ключевых тем нового ГОСТа является наличие сертифицированных средств защиты и прикладного программного обеспечения. Павел Новожилов уверен, что на реализацию данных требований по информбезопасности, связанных с сертификацией, банкам придется потратить значительные финансовые средства. Впрочем, по мнению эксперта, эти затраты окупятся, защитив банки от взломов.

Как ранее сообщали «Известия», объем хищений с банковских карт граждан за год упал на 55%, до 1,7 млрд рублей. По прогнозам ЦБ, в 2017 году улов мошенников будет ниже, чем в 2016-м, когда общий объем киберхищений с учетом атак на банки составил около 4 млрд рублей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru