ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг дешифруют трафик россиян

ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг дешифруют трафик россиян

ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг дешифруют трафик россиян

Журналистам издания «Коммерсантъ» стало известно, как правительственные ведомства видят реализацию «закона Яровой» на практике.

По данным «Коммерсанта», ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг в настоящий момент обсуждают набор технических решений, которые позволят реализовать дешифровку и соответственно доступ ко всему интернет-трафику россиян, как того требует «закон Яровой». Журналисты ссылаются на информацию, полученную от топ-менеджера одного из производителей оборудования, члена Администрации президента (АП), а также неназванного источника в IT-компании, передает xakep.ru.

 

«Хранить эксабайты шифрованного интернет-трафика не имеет смысла — в нем ничего не найдешь. ФСБ выступает за то, чтобы расшифровывать весь трафик в режиме real-time и анализировать его по ключевым параметрам, условно говоря, по слову «бомба», а министерства настаивают на расшифровке трафика лишь по тем абонентам, которые привлекут внимание правоохранительных органов»,— рассказал журналистам представитель АП.

Для анализа нешифрованного и уже расшифрованного трафика планируется использовать DPI-системы (Deep Packet Inspection), которые и сейчас применяются многими операторами, например для URL-фильтрации по спискам запрещенных сайтов.

Сложности у правительственных ведомств вызывает зашифрованный трафик. «В интернете огромное количество сайтов, которые не являются организаторами распространения информации и используют защищенное https-соединение», — поясняют собеседники издания. «Без расшифровки трафика не всегда можно понять, на какой сайт заходил пользователь, не говоря о том, что он там делал». Так, одним из обсуждаемых вариантов дешифровки трафика является установка в сетях операторов оборудования, которое будет фактически выполнять MITM-атаки:

«Для пользователя это оборудование притворяется запрошенным сайтом, а для сайта — пользователем. Получается, что пользователь будет устанавливать SSL-соединение с этим оборудованием, а уже оно — с сервером, к которому обращался пользователь. Оборудование расшифрует перехваченный от сервера трафик, а перед отправкой пользователю заново зашифрует его SSL-сертификатом, выданным российским удостоверяющим центром (УЦ). Чтобы браузер пользователя не выдавал ему оповещений о небезопасном соединении, российский УЦ должен быть добавлен в доверенные корневые центры сертификации на компьютере пользователя».

Журналисты пишут, что Илья Массух, глава подгруппы «ИТ+Суверенитет» при Администрации президента, ранее уже подтверждал, что планы по созданию такого удостоверяющего центра действительно есть. Впрочем, будет ли данный УЦ использоваться для реализации «закона Яровой», пока неизвестно.

Также о предложении по расшифровке трафика слышал основатель «Энвижн Групп» и совладелец производителя телекоммуникационного оборудования РДП.РУ Антон Сушкевич.

«Два основных метода шифрования в интернете — end-to-end, который очень популярен в мессенджерах, и SSL-сертификаты — с их помощью около 80% интернет-трафика шифруется. Для того чтобы выполнять задачу, поставленную «законом Яровой», то есть бороться с терроризмом, нужно расшифровывать и анализировать трафик в прямом эфире, а не какое-то время спустя. Организация MITM — один из возможных путей»,— утверждает Сушкевич.

Также «Коммерсантъ» поинтересовался мнением экспертов по данному вопросу, и те выразили определенный скепсис относительно описанной схемы.

«Когда о данном факте станет известно, из всего ПО, обеспечивающего работу с шифрованным трафиком, сертификат подобного удостоверяющего центра будет вырезан в очередном обновлении. И это будет правильно, потому что возможность создавать «левые» сертификаты дискредитирует всю электронную коммерцию: все банковские карточки, учетные данные всех пользователей во всех системах становятся перехватываемыми»,— объясняет глава АРСИЭНТЕК Денис Нештун.

«MITM хорошо, а местами и легально работает для клиент-серверных технологий на базе SSL. Но от него стали чаще отказываться и переходить на TLS, для которого MITM сделать сегодня нельзя. А в случае с end-to-end шифрованием, на котором построено большинство мессенджеров, MITM вообще нереализуем»,— говорит консультант по интернет-безопасности Cisco Алексей Лукацкий.

Напомню, что согласно «закону Яровой», организаторы распространения информации должны предоставлять информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей в уполномоченное подразделение ФСБ.

«Организаторами распространения информации», в свою очередь, считаются «лица, осуществляющие деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ», которые используются для «приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет». То есть таковыми являются практически любые сервисы, при помощи которых осуществляется передача сообщений, будто то мессенджер или почта.

Собеседники «Коммерсанта» полагают, что «иностранные компании этому требованию просто не подчинятся, а российские, может, и сдадут ключи после многочисленных требований».

Замедление Telegram привело к проблемам у мобильных разработчиков

После введения санкционных ограничений и потери доступа к сервисам Apple, Google и Microsoft Telegram фактически стал для российских разработчиков основной площадкой для тестирования приложений и распространения обновлений. На этом фоне замедление работы мессенджера обернулось серьёзными проблемами для отрасли.

Как заявили опрошенные РБК представители рынка, Telegram без преувеличения превратился в элемент критической инфраструктуры мобильной разработки. Его замедление способно вызвать сбои в процессах тестирования и выпуска новых версий приложений.

Директор по инновациям Fork-Tech Владислав Лаптев отметил, что Telegram стал одним из ключевых инструментов доставки тестовых сборок — версий приложений, которые ещё не опубликованы в официальных магазинах, но уже требуют проверки тестировщиками и другими сотрудниками. Альтернативные сервисы оказались недоступны после ухода зарубежных вендоров или из-за санкций.

Руководитель направления разработки iOS в red_mad_robot Александр Тузовский пояснил: «В мобильной разработке Telegram часто выступает как оперативный “транспорт” для команды: это тематические чаты по проектам и релизам, уведомления от CI/CD (набор принципов и практик, позволяющих чаще и надёжнее развёртывать изменения ПО), боты для сбора фидбэка от тестировщиков, а также автоматические сообщения о статусе публикаций в магазинах приложений».

Руководитель направления Android-разработки red_mad_robot Сергей Иванов среди ключевых преимуществ Telegram назвал его широкое распространение, низкий порог входа, удобный API и относительную бесплатность.

По словам Владислава Лаптева, ранее российские разработчики активно использовали Firebase App Distribution от Google и App Center от Microsoft. Однако из-за санкций — а в ряде случаев и сопутствующих ограничений со стороны Роскомнадзора — эти инструменты стали недоступны. Google ввела ограничения на оплату для россиян и начала удалять аккаунты российских пользователей. Microsoft закрыла App Center ещё в марте 2025 года, а его замена работает на инфраструктуре Azure, которая в России также недоступна.

«Сейчас разработчики рискуют во второй раз за четыре года лишиться инфраструктурного канала. Особенно остро это ощущают крупные финансовые организации, где требования к контролю качества и безопасности приложений значительно выше», — прокомментировал Владислав Лаптев.

Директор по продуктам студии разработки «Решение» Анфиса Кондрашова добавила, что ограничения Telegram могут привести к росту затрат на отдельные процессы: «Речь идёт, например, о стоимости отправки кода авторизации при регистрации пользователя. Отправка кода через Telegram обходится примерно в 5 рублей, а СМС — более чем в 40 рублей за сообщение. Экономика наших клиентов может серьёзно пострадать».

Вице-президент по операционной деятельности и информационным технологиям финансовой группы «БКС Холдинг» Сергей Путятинский отметил: «Для нашей компании это неактуально — мы используем внутренние инструменты, внедрённые несколько лет назад. Но я знаю много крупных организаций в России, которые по-прежнему задействуют Telegram в процессах мобильной разработки. Для них это создаёт существенные риски, поэтому проблема на рынке действительно существует».

В ВТБ, в свою очередь, сообщили, что используют для мобильной разработки собственный мессенджер, созданный внутри банка, поэтому ограничения в работе Telegram их не затрагивают.

О замедлении Telegram стало известно 10 февраля, однако фактически проблемы начались раньше — волна жалоб пользователей стартовала вечером 9 февраля.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru