ЛК обнаружила кампанию кибершпионажа Operation Ghoul

ЛК обнаружила кампанию кибершпионажа Operation Ghoul

«Лаборатория Касперского» зафиксировала волну целевых атак на компании по всему миру, основным инструментом которых стали фишинговые письма с вложенной в них известной коммерческой шпионской программой HawkEye.

Цель кампании кибершпионажа, проходившей в основном в июне 2016 года и получившей название Operation Ghoul, заключалась в краже корпоративных данных, имеющих ценность на черном рынке. От атак пострадали более 130 организаций из 30 стран, в том числе из России.

Адресатами вредоносных рассылок в основном являлись топ-менеджеры и менеджеры среднего звена. Они получали письма, которые выглядели как платежные извещения с вложенным документом от системы SWIFT, а на самом деле содержали вредоносное ПО, основу которого составляла шпионская программа, открыто продаваемая в анонимной сети Darkweb.

Зловред позволяет собрать и отправить на серверы управления злоумышленников интересующие их данные с компьютеров жертв, в том числе информацию о нажатых клавишах, данные из буферов обмена, логины и пароли для подключения к FTP-серверу, учетные данные из браузеров, мессенджеров (Pattalk, Google Talk, AIM), почтовых клиентов (Outlook, Windows Live Mail), а также информацию об установленных приложениях (Microsoft Office).

В списке жертв Operation Ghoul находятся преимущественно промышленные и инженерно-строительные организации, но также есть и судоходные, фармацевтические, производственные, торговые предприятия и образовательные учреждения.

В «Лаборатории Касперского» предполагают, что за этими атаками стоит кибергруппировка, на счету которой множество других операций и которая до сих пор активна. Эксперты компании следят за деятельностью данной группы с марта 2015 года.

«В переводе на русский ghoul означает вампир. Так иногда называют очень алчных людей. Эта характеристика как нельзя лучше описывает злоумышленников, стоящих за этими атаками. Чтобы обогатиться, они крадут данные у компаний с целью дальнейшей перепродажи и ищут доступ к банковским счетам жертв. Кампания Operation Ghoul оказалась весьма эффективной, несмотря на то что для ее проведения использовались довольно простые инструменты. Мы рекомендуем всем организациям быть настороже, поскольку целью подобных атак может быть любая из них», — предупреждает Мохаммад Амин Хасбини, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

Для защиты от Operation Ghoul и других угроз такого типа «Лаборатория Касперского» рекомендует компаниям обучать сотрудников тому, как отличать фишинговые письма и ссылки от настоящих; использовать надежное защитное решение в сочетании со специальным продуктом для защиты от целевых атак; снабжать сотрудников отделов информационной безопасности оперативными данными о киберугрозах, чтобы в их распоряжении были действенные инструменты для обнаружения и предотвращения целевых атак, такие как индикаторы компрометации и правила YARA.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru