Ученые обнаружили уязвимость в системах квантовой криптографии

Норвежский Университет Науки и Технологии и Эрлангенский университет совместно с  Институтом имени Макса Планка по науке света в Эрлангене в настоящий момент разработали и протестировали метод, с помощью которого уязвимости системы квантовой криптографии могут быть использованы злоумышленниками.

Исследования поводились в рамках сотрудничества с ведущим производителем ID Quantique.
Квантовая криптография это технология, которая позволяет передавать криптографический ключ по оптической сети, безопасность которой основана на законах квантовой физики. Технология построена на принципе неопределенности Гейзенберга, который гласит, что любая попытка внедрения в канал передачи (т.е. произвести измерения), приведет к ее нарушению и обнаружению принимающей стороной. Эта технология была открыта в середине 80х, впервые продемонстрирована спустя несколько лет и, наконец, в начале настоящего столетия внедрена в коммерческие продукты .

Хотя в основе квантовой криптографии лежат законы квантовой физики, что обеспечивает ее безопасность, так же необходимо обеспечить безопасность системы при ее реализации - это обстоятельство часто упускаются из виду, считает Герд Лихс, профессор Эрлангенского  университета и Института Макса Планка по науке света.

В настоящее время НУНТ совместно с командой из Эрлангена разработали метод, удаленного контроля за передачей компонентов ключа, применимого для большинства известных сегодня криптографических систем. В основе этого метода лежит использование возможной уязвимости системы – лавинного фотодиода (ЛФД), используемого в качестве детектора единичного фотона, который применяется в системах квантовой криптографии.

Как сообщил Вадим Макаров, ученый занимающийся исследованиями в области криптографии, входящий в состав группы ученых Quantum Hacking group при НУНТ, в отличие от ранее проведенных исследований в этой области, эксперимент был поставлен на реальной модели. Метод перехвата работает и был протестирован на MagiQ Technology's QPN 5505 и ID Quantique Clavis2, результаты оказались пложительными.

В рамках сотрудничества с ID Quantique, исследователи поделились полученными результатами с компанией до выхода публикации. После чего ID Quantique совместно с НУНТ разработали и провели тестирование мер противодействия.

Ученые двух лабораторий будут продолжать тестирование на безопасность для квантовой криптографии, найденного ID Quantique решения. Как сообщил Грегори Риборди, генеральный директор ID Quantique, тестирование является неотъемлемой частью разработки новой технологии безопасности и тот факт, что метод уже сегодня применим к квантовой криптографии, означает своевременность данной технологии.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Солар запустил сервис защищённого доступа к веб-сайтам ГОСТ TLS

ГК «Солар» запустила сервис защищённого доступа к веб-ресурсам ГОСТ TLS. Разработка может обеспечить безопасное подключение к сайту с помощью сертифицированных средств криптографической защиты информации (СКЗИ).

Как отмечают в ГК «Солар», новый сервис работает на отечественных алгоритмах при наличии совместимости с зарубежными решениями.

Таким образом, владельцы веб-сайтов смогут успешно защищать данные посетителей, даже если зарубежные удостоверяющие центры отзовут сертификаты.

До 2022 года SSL-сертификаты выдавали зарубежные УЦ, но после известных событий ряд российских организаций столкнулся с отзывом таких сертификатов. Например, это коснулось крупных банков и государственных компаний.

Сегодня российские организации могут получить сертификаты от Минцифры РФ, однако там используется международный криптографический алгоритм RSA. В ГК «Солар» учли этот момент, чтобы гарантировать полноценное импортозамещение: ГОСТ TLS от вендора использует отечественный алгоритм шифрования с сертификатом российского коммерческого УЦ.

Предусмотрено даже отсутствие поддержки отечественного алгоритма. В этом случае соединение будет защищаться с помощью зарубежного аналога. «Солар» берёт на себя получение сертификаты TLS и подключение криптошлюза.

Клиент может воспользоваться вариантом сервиса, развёрнутым как на инфраструктуре «Солара», так и в облаке или в виртуальном дата-центре заказчика.

Сервис уже прошёл проверку на внутренних веб-ресурсах «Солар» и в настоящее время развёрнут на одном из крупных федеральных порталов.