Спам в мае 2009 года

В мае доля спама в почтовом трафике по сравнению с апрелем увеличилась на 2% и в среднем составила 84,7%. Самый низкий показатель отмечен 2 мая — 76,8%, больше всего спама зафиксировано 17 числа — 88,9%. Вредоносные файлы содержались в 0,03% электронных сообщений, ссылки на фишинговые сайты находились в 0,69% всех электронных писем. Последнее время фишеры предпочитают совершать атаки на популярные ресурсы PayPal и eBay и меньше внимания уделяют банковским системам.

В настоящее время рынок спам-рекламы живет по законам сложившегося рынка, находящегося под давлением экономического кризиса. Судя по всему, спамеры продолжают терять рекламодателей из реального сектора экономики. Если в феврале доля спама категории «Другие товары и услуги» составила 20,7%, то в марте она уменьшилась до 12,4%, в апреле до 9,8%, а в мае на нее пришлось всего лишь 5,6% спамовых писем. Отметим, что по-прежнему высокая доля рекламы спамерских услуг также свидетельствует о дефиците заказов в спамерских конторах.

Вместе с тем, инициаторами рассылок спама четырех из пяти тематических рубрик, попавших в мае в топ, были сами спамеры. В спамовых письмах рубрик «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» (32,4%), «Реклама спамерских услуг» (18,5%), «Реплики элитных товаров» (10,8%) рекламируются товары и услуги, предлагаемые самими спамерами. Большинство порносайтов, реклама которых рассылается в спаме «для взрослых» (6,9%), по многим признакам также контролируется спамерами.

Единственной рубрикой из пятерки лидеров, в которой заказчики рассылок не имеют непосредственного отношения к спам-бизнесу, оказалась рубрика «Образование» (7,9%). В мае широко рекламировались ресурсы, на которых якобы можно получить доступ к заданиям и ответам ЕГЭ. На всех сайтах, протестированных «Лабораторией Касперского», оплативший услугу получал «уникальную» возможность познакомиться с… тренировочными заданиями прошлых лет. На многих из них предлагалась «SMS-поддержка» на экзамене, предполагающая отсылку SMS-сообщения на короткий номер (напомним, что дорогие SMS-сообщения, отправленные на короткие номера, часто используются мошенниками для наживы).

Популярной темой мая стала «борьба» со свиным гриппом. Ссылки в спам-письмах, якобы ведущие на сайты с информацией о препарате «Тамифлю», вели на сайты, предлагающие контрафактные виагру и циалис.

Майские праздники также не оставили спамеров равнодушными. Поздравления и стандартные открытки рассылались для того, чтобы донести до пользователей рекламную информацию. Цинично воспользовалась торжествами в честь Дня Победы одна из крупных спамерских компаний. Под торжественными словами о победе над фашизмом она разместила свой слоган: «Наши письма доходят всем».

В техническом отношении спамеры не продемонстрировали ничего принципиально нового. Чтобы увеличить эффективность доставки писем в ряде случаев рассылались картинки, где каждый символ сообщения был записан на фоне четырехугольников разного цвета и размера. Практика уже много раз доказала, что столь изысканно оформленные письма становятся практически нечитаемыми.

Ожидается, что в июне может вырасти процент спама, связанного с образованием, так как многочисленные мошенники стремятся извлечь выгоду из предэкзаменационного «мандража».

С полной версией майского спам-отчета можно ознакомиться на сайте Securelist.com

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru