Лаборатория Касперского предложила пройти тест на киберграмотность

Примерно в половине случаев российские пользователи, сталкиваясь с веб-угрозой, не могут ее распознать и рискуют стать жертвой злоумышленников. Таковы результаты теста на киберграмотность, проведенного «Лабораторией Касперского» среди пользователей в различных странах мира.

Из возможных 150 баллов по итогам опроса россияне набрали в среднем 95 и оказались на 9-м месте в рейтинге. А самыми киберграмотными стали жители Германии, Испании и Австралии. Любой желающий и сейчас может пройти онлайн-тест, чтобы оценить свой уровень умения обходить ловушки киберпреступников.

В ходе опроса респондентам предлагается представить себя в ряде ситуаций, с которыми они могут столкнуться в Сети. Как показывают результаты, пользователи все еще недооценивают опасности Интернета, например, заходя на какой-либо популярный сайт, вводят персональные данные, не проверяя подлинность веб-страницы. Так, только 46% опрошенных смогли безошибочно отличить настоящую страницу социальной сети «ВКонтакте» от фишинговой. Пользователи демонстрируют излишнюю доверчивость не только при входе в социальную сеть, но и находясь внутри нее. Получив ссылку от друга с просьбой посмотреть фотографии, каждый пятый (22%) нажмет на нее без вопросов, не задумываясь о том, что страница друга, возможно, была взломана, а сообщение прислано злоумышленниками, использующими ее для рассылки вредоносного ПО.

Также выяснилось, что треть опрошенных (34%) всегда используют только один почтовый адрес, в том числе для регистрации временных аккаунтов, например, на сайте доставки пиццы. Это означает, что в случае его взлома они лишатся привычного способа связи, доступа ко всем ресурсам, при входе на которые требуется вводить электронный адрес, и откроют мошенникам путь для совершения противоправных действий.

Также пользователи не слишком внимательно относятся к тому, что и откуда они скачивают. Так, 15% опрошенных не затрудняют себя выбором надежного источника скачивания, доверяясь самым разным ресурсам, — причем особенно склонны к этому более молодые респонденты. Кроме того, пользователи часто попадают в ловушку, выбирая файлы для скачивания. Например, более трети (37%) респондентов были готовы загрузить под видом песни Beatles “Yesterday” файл с расширением .exe, то есть исполняемый файл, который почти наверняка содержит вредоносный код. Безопасный трек смогли определить только 40% участников.

 

 

«Мы знаем, как уберечь себя от кражи денег или собственности в реальном мире, мы учимся этому с детских лет. В обычной жизни мы все время настороже, а в Интернете почему-то часто чувствуем себя в безопасности, хотя переносим туда значительную часть жизни: личную информацию, интеллектуальную собственность и деньги. Данные, которые хранятся в Сети, нужно беречь так же, как и материальные вещи, ведь любая небрежность может обернуться их безвозвратной потерей. Вот почему мы призываем пользователей больше узнавать о возможностях технологий и повышать свой уровень киберграмотности», — предупреждает Сергей Ложкин, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru