Эксперты назвали главные уязвимости информационных систем в 2014 году

Основными источниками киберугроз для крупного бизнеса стали ошибки веб-приложений, слабые пароли и собственные сотрудники. Такие наблюдения содержатся в исследовании Positive Technologies «Статистика уязвимостей корпоративных информационных систем», полная версия которого будет представлена в ходе международного форума по практической безопасности Positive Hack Days 26—27 мая в Москве.

Как выяснили эксперты, 94% корпоративных IT-систем не защищены от взлома и позволяют получить полный контроль над критически важными ресурсами компаний, такими как электронная почта, системы управления сетевым оборудованием, Active Directory и ERP.

 

 

В 2014 году, как и годом ранее, почти все исследованные системы оказались подвержены уязвимостям высокой степени риска, в том числе связанным с недостатками конфигурации. В 67% случаев получение полного контроля над одним из важнейших ресурсов оказалось возможным от лица любого внешнего злоумышленника и в 27% случаев для этого достаточно было иметь доступ к пользовательскому сегменту внутренней сети.

Большинство систем (78%), протестированных в 2014 году, содержали критически опасные уязвимости, возникшие в результате использования устаревших версий ПО (результат заметно хуже, чем в прошлом году, когда таких систем было немногим более половины). Практически в каждой информационной системе (89%) выявлены уязвимости, связанные с ошибками в коде веб-приложений; более чем в половине компаний (61%) это были уязвимости высокой степени риска.

В отчете Positive Technologies были проанализированы информационные системы 18 крупных государственных и коммерческих компаний с большим количеством дочерних организаций и филиалов в разных городах и странах. Часть исследованных компаний входит в Fortune Global 500 и рейтинг агентства «Эксперт». В рамках тестирования моделировалось поведение потенциального нарушителя, действующего со стороны интернета или из внутренней сети организации. Этот подход позволил оценить реальный уровень безопасности системы и выявить недостатки механизмов защиты. В отчете дается сравнение результатов с показателями предыдущего года.

Отчет Positive Technologies затрагивает основные направления информационной безопасности — защиту сетевого периметра, внутренней сети и корпоративных пользователей.

Сетевой периметр

Сложность проведения атак в 2014 году оказалась заметно ниже, чем в предыдущие годы, а преодоление сетевого периметра в 60% систем стало возможным через уязвимости веб-приложений. Почти во всех случаях (80%), когда внешнему нарушителю удалось преодолеть сетевой периметр, он способен получить полный контроль над критически важными ресурсами.

Самые распространенные уязвимости на сетевом периметре — доступные из интернета интерфейсы управления сетевым оборудованием и серверами (доля выросла с 82 до 93%) и использование словарных паролей, в том числе установленных по умолчанию и пустых (87%). На сетевом периметре 67% систем выявлены словарные идентификаторы и пароли администраторов.

Внутренняя сеть

При тестировании от лица внутреннего злоумышленника (например, рядового сотрудника, находящегося в пользовательском сегменте сети) во всех случаях удалось получить несанкционированный привилегированный доступ к критически важным ресурсам (банковским, ERP-системам и другим ключевым компонентам сети). В 78% случаев внутренний нарушитель мог получить полный контроль над информационной инфраструктурой организации.

Наиболее распространенной уязвимостью ресурсов внутренней сети по-прежнему остаются слабые пароли, которые были обнаружены во всех исследованных системах. При этом в каждой системе выявлены простые пароли администраторов (более половины — длиной до 6 символов). Следующая по распространенности уязвимость внутренних сетей — недостаточный уровень защиты привилегированных учетных записей (88% систем).

Осведомленность сотрудников

Вызывает опасение тот факт, что в 2014 году существенно снизился уровень осведомленности сотрудников в вопросах безопасности: они стали почти в 2 раза чаще, в сравнении с 2013 годом, переходить по незнакомым ссылкам и открывать приложенные к письмам файлы. Кроме того, было зафиксировано в 4 раза больше фактов ввода учетных данных и запуска приложенных к письму файлов.

«Результаты исследования наглядно свидетельствуют, что в информационные системы крупных компаний защищены недостаточно. Следует обратить особое внимание на усиление защиты веб-приложений и привилегированных учетных записей, а также повышение осведомленности пользователей. Мы рекомендуем регулярно проводить аудит безопасности и тесты на проникновение со стороны как внешнего, так и внутреннего нарушителя», — отметил директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru