Stuxnet, Flame и Duqu использовали GPL-код

Stuxnet, Flame и Duqu использовали GPL-код

Stuxnet, Flame и Duqu — три самые известные программы, предположительно созданные спецслужбами в качестве «кибеоружия» против других стран. Программа Stuxnet успешно вывела из строя 80% иранских центрифуг по обогащению урана, а шпионская программа Flame несколько лет скрытно работала на иранских компьютерах, установившись как обновление Windows.

На прошлой неделе предположения об американском заказе подтвердились: выяснилось, что президент Обама лично следил за внедрением вируса Stuxnet на иранские компьютеры. Насчёт Flame и Duqu прямых доказательств пока нет. Но вряд ли приходится сомневаться, что эти программы тоже созданы по заказу американцев.

Самое интересное, что во всех трёх программах использовалась библиотека LZO, которая распространяется строго под лицензией GNU GPL.

В программе Flame, кроме LZO, используются и другие проекты Open Source:

putty — лицензия MIT
libbz2 — лицензия типа BSD
zlib — своя лицензия
SQLite — общественное достояние
Lua — лицензия MIT

Как известно, GNU GPL требует распространения с двоичными файлами исходного кода программы или письменного обязательства его предоставить. Именно так и распространяется библиотека LZO. Условия GPL требуют также, что пользователи всех производных программ должны получать такие же права. То есть все производные программы, использующие код GPL, должны распространяться с открытыми исходными кодами или с обязательством их предоставить, сообщает habrahabr.ru.

Очевидно, Stuxnet, Flame и Duqu нарушат лицензию GPL, если авторы этих программ не предоставят свои исходные коды.

Проблема сейчас очень актуальна, потому что лучшие специалисты нескольких антивирусных компаний активно работают над реверс-инжинирингом Flame. Учитывая объём программы (20 мегабайт, сотни тысяч строк кода), это очень непростая задача. Что там говорить, если анализ Duqu продолжается не первый год и ещё далёк от завершения: специалистам «Лаборатории Касперского» только при помощи сообщества недавно удалось понять, на каком языке программирования написан фреймворк.

Венгерская компания CrySyS, которая первой обнаружила Flame, тоже до сих пор работает над анализом Duqu. Она опубликовала обращение к авторам программы Duqu выслать исходные коды на адрес duqusubmit@crysys.hu. Они обязаны сделать это по условиям лицензии, пусть даже анонимно.

Конечно, это скорее шутка. Но кто знает, может быть Фонд электронных рубежей или кто-нибудь другой, кто занимается судебной защитой проектов GPL, когда-нибудь подаст жалобу на американское правительство за нарушение авторского права.

В Госдуме не будут запрещать соцсети для детей и подростков

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин опроверг заявления заместителя председателя того же комитета Андрея Свинцова, который ранее высказывался за запрет использования социальных сетей для детей младше 14 лет.

Об этом депутат заявил в своём канале в MAX. Напомним, Свинцов апеллировал к опыту Австралии, где аналогичный запрет для пользователей младше 16 лет уже действует.

За введение подобных ограничений также выступал член комиссии Общественной палаты по экспертизе законопроектов Евгений Машаров. Он предлагал ввести запрет на социальные сети для несовершеннолетних наряду с ограничением доступа к играм незарегистрированных в России издателей и блокировкой крупных зарубежных мессенджеров, объясняя это необходимостью снижения киберрисков для подростков.

Антон Горелкин, в свою очередь, считает, что возможные последствия такого запрета могут оказаться негативными. В качестве примера он приводит австралийский опыт:

«Власти Австралии рапортуют об успехах, однако всё больше подростков выбирают цифровые платформы, которые не сотрудничают с государством. Происходит массовая миграция детей в неконтролируемые уголки интернета — и это, на мой взгляд, намного опаснее».

Кроме того, как показали исследования, проведённые накануне введения запрета в Австралии, дети и подростки, включая младшие возрастные группы, без особого труда обходят подобные ограничения. Многие платформы соблюдают возрастные требования лишь формально и не проверяют реальный возраст пользователей. В результате ограничения реально соблюдали лишь около 10% несовершеннолетних.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru