Stuxnet, Flame и Duqu использовали GPL-код

Stuxnet, Flame и Duqu использовали GPL-код

Stuxnet, Flame и Duqu — три самые известные программы, предположительно созданные спецслужбами в качестве «кибеоружия» против других стран. Программа Stuxnet успешно вывела из строя 80% иранских центрифуг по обогащению урана, а шпионская программа Flame несколько лет скрытно работала на иранских компьютерах, установившись как обновление Windows.

На прошлой неделе предположения об американском заказе подтвердились: выяснилось, что президент Обама лично следил за внедрением вируса Stuxnet на иранские компьютеры. Насчёт Flame и Duqu прямых доказательств пока нет. Но вряд ли приходится сомневаться, что эти программы тоже созданы по заказу американцев.

Самое интересное, что во всех трёх программах использовалась библиотека LZO, которая распространяется строго под лицензией GNU GPL.

В программе Flame, кроме LZO, используются и другие проекты Open Source:

putty — лицензия MIT
libbz2 — лицензия типа BSD
zlib — своя лицензия
SQLite — общественное достояние
Lua — лицензия MIT

Как известно, GNU GPL требует распространения с двоичными файлами исходного кода программы или письменного обязательства его предоставить. Именно так и распространяется библиотека LZO. Условия GPL требуют также, что пользователи всех производных программ должны получать такие же права. То есть все производные программы, использующие код GPL, должны распространяться с открытыми исходными кодами или с обязательством их предоставить, сообщает habrahabr.ru.

Очевидно, Stuxnet, Flame и Duqu нарушат лицензию GPL, если авторы этих программ не предоставят свои исходные коды.

Проблема сейчас очень актуальна, потому что лучшие специалисты нескольких антивирусных компаний активно работают над реверс-инжинирингом Flame. Учитывая объём программы (20 мегабайт, сотни тысяч строк кода), это очень непростая задача. Что там говорить, если анализ Duqu продолжается не первый год и ещё далёк от завершения: специалистам «Лаборатории Касперского» только при помощи сообщества недавно удалось понять, на каком языке программирования написан фреймворк.

Венгерская компания CrySyS, которая первой обнаружила Flame, тоже до сих пор работает над анализом Duqu. Она опубликовала обращение к авторам программы Duqu выслать исходные коды на адрес duqusubmit@crysys.hu. Они обязаны сделать это по условиям лицензии, пусть даже анонимно.

Конечно, это скорее шутка. Но кто знает, может быть Фонд электронных рубежей или кто-нибудь другой, кто занимается судебной защитой проектов GPL, когда-нибудь подаст жалобу на американское правительство за нарушение авторского права.

САП СНГ заплатит 82 млн рублей по спору из-за ухода SAP из России

История с уходом SAP из России получила продолжение: ООО «САП СНГ», российская дочка немецкой SAP, заключила мировое соглашение по спору о компенсации убытков из-за прекращения облачных услуг. Оппонентом выступал ИТ-интегратор «Норбит», который в ходе процесса заменил первоначального истца — компанию «Эй Би Си Консалтинг».

Корни конфликта уходят в весну 2022 года, когда SAP объявила об уходе с российского рынка и переносе своих дата-центров за пределы страны.

Российские заказчики «Эй Би Си» отказались соглашаться на обработку данных за рубежом, после чего САП СНГ прекратила продление облачных сервисов. В результате стороны обменялись исками: SAP требовала оплатить задолженность по контрактам, а российская компания — компенсировать убытки из-за одностороннего отказа от исполнения обязательств.

Судебная тяжба растянулась более чем на два года. На втором круге разбирательств Арбитражный суд Москвы частично удовлетворил требования обеих сторон, но после зачёта встречных претензий обязал САП СНГ выплатить 68,9 млн рублей. Однако до окончательной точки тогда дело не дошло.

Уже на стадии апелляции стороны решили не продолжать затяжной процесс. Как передаёт «КоммерсантЪ», 23 января Девятый арбитражный апелляционный суд утвердил мировое соглашение, по которому САП СНГ выплатит «Норбиту» около 82,2 млн рублей.

В эту сумму входят 74,8 млн рублей убытков, а выплаты будут произведены несколькими траншами до 30 марта. После этого все взаимные обязательства и возможные претензии — от убытков до штрафов и неустоек — считаются прекращёнными.

Этот кейс хорошо вписывается в общую картину судебных споров, которые возникли после массового ухода зарубежных вендоров из России в 2022–2023 годах. Настолько хорошо, что ситуацией уже заинтересовалась высшая судебная инстанция. В декабре 2025 года Верховный суд РФ прямо указал: если иностранный правообладатель прекращает техподдержку ПО, российский дистрибутор обязан вернуть покупателю часть уплаченных средств.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru