Stuxnet, Flame и Duqu использовали GPL-код

Stuxnet, Flame и Duqu использовали GPL-код

Stuxnet, Flame и Duqu — три самые известные программы, предположительно созданные спецслужбами в качестве «кибеоружия» против других стран. Программа Stuxnet успешно вывела из строя 80% иранских центрифуг по обогащению урана, а шпионская программа Flame несколько лет скрытно работала на иранских компьютерах, установившись как обновление Windows.

На прошлой неделе предположения об американском заказе подтвердились: выяснилось, что президент Обама лично следил за внедрением вируса Stuxnet на иранские компьютеры. Насчёт Flame и Duqu прямых доказательств пока нет. Но вряд ли приходится сомневаться, что эти программы тоже созданы по заказу американцев.

Самое интересное, что во всех трёх программах использовалась библиотека LZO, которая распространяется строго под лицензией GNU GPL.

В программе Flame, кроме LZO, используются и другие проекты Open Source:

putty — лицензия MIT
libbz2 — лицензия типа BSD
zlib — своя лицензия
SQLite — общественное достояние
Lua — лицензия MIT

Как известно, GNU GPL требует распространения с двоичными файлами исходного кода программы или письменного обязательства его предоставить. Именно так и распространяется библиотека LZO. Условия GPL требуют также, что пользователи всех производных программ должны получать такие же права. То есть все производные программы, использующие код GPL, должны распространяться с открытыми исходными кодами или с обязательством их предоставить, сообщает habrahabr.ru.

Очевидно, Stuxnet, Flame и Duqu нарушат лицензию GPL, если авторы этих программ не предоставят свои исходные коды.

Проблема сейчас очень актуальна, потому что лучшие специалисты нескольких антивирусных компаний активно работают над реверс-инжинирингом Flame. Учитывая объём программы (20 мегабайт, сотни тысяч строк кода), это очень непростая задача. Что там говорить, если анализ Duqu продолжается не первый год и ещё далёк от завершения: специалистам «Лаборатории Касперского» только при помощи сообщества недавно удалось понять, на каком языке программирования написан фреймворк.

Венгерская компания CrySyS, которая первой обнаружила Flame, тоже до сих пор работает над анализом Duqu. Она опубликовала обращение к авторам программы Duqu выслать исходные коды на адрес duqusubmit@crysys.hu. Они обязаны сделать это по условиям лицензии, пусть даже анонимно.

Конечно, это скорее шутка. Но кто знает, может быть Фонд электронных рубежей или кто-нибудь другой, кто занимается судебной защитой проектов GPL, когда-нибудь подаст жалобу на американское правительство за нарушение авторского права.

В России создадут уникальную базу IMEI для контроля мобильных устройств

Минцифры планирует в 2026 году запустить базу уникальных номеров мобильных устройств — IMEI. Об этом рассказал заместитель главы министерства Дмитрий Угнивенко на заседании Общественного совета при Минцифры.

По его словам, которые передаёт «Интерфакс», идея в том, чтобы ввести учёт IMEI — уникальных номеров, которые есть у каждого мобильного устройства, будь то смартфон, планшет, умные часы или модем. В отличие от сим-карты, IMEI привязан именно к самому аппарату и не меняется при смене оператора.

В министерстве рассчитывают, что такая база позволит точнее определять, где и как используется мобильная связь. В частности, это может помочь при обеспечении безопасности в условиях угрозы беспилотников.

Если IMEI будет связан с конкретным номером, можно будет достоверно понимать, что сим-карта используется обычным абонентом, а не, например, в БПЛА.

Как отметил Угнивенко, более точная идентификация устройств в перспективе может смягчить текущие ограничения. Речь идёт о ситуациях, когда в целях безопасности временно отключается мобильный интернет и начинают работать так называемые «белые списки» сайтов, которые формирует Минцифры.

Сейчас для снижения рисков уже применяются дополнительные меры. В России действует период «охлаждения» для иностранных сим-карт, а также для сим-карт российских операторов, которые попали в страну из-за рубежа. Всё это призвано усложнить использование мобильной связи в потенциально опасных сценариях.

IMEI (International Mobile Equipment Identity) — это 15-значный номер, который однозначно идентифицирует устройство, а не владельца или сим-карту. В Минцифры подчёркивают, что именно эта особенность делает IMEI удобным инструментом для более точечного контроля без тотальных ограничений для всех пользователей.

Кроме того, власти России запускают масштабную систему противодействия кибермошенничеству, о чём сегодня рассказал премьер-министр Михаил Мишустин на стратегической сессии, посвящённой борьбе с цифровыми преступлениями.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru