Многие сайты продолжают следить за пользователями, хотя обещали этого не делать

Многие сайты продолжают следить за пользователями, хотя обещали этого не делать

...

По результатам нового исследования, более 10 процентов компаний, которые обещали не следить за онлайн-активностью интернет-пользователей в целях применения полученной информации в своей рекламной деятельности, продолжают этим заниматься.

Издатели и рекламные сети используют cookie для слежения за поведением пользователей на веб-сайтах для таргетирования рекламы. Cookie – это небольшой файл, который веб-сайты сохраняют на компьютерах пользователей, чтобы запоминать их активность при посещении сайтов.

Исследователи Стендфордской школы права собрали сведения о том, следуют ли добровольной программе, запущенной Инициативой рекламных сетей (Network Advertising Initiative, NAI), те компании, которые уже согласились с правилами и поддержали её.

NAI предлагает представителям онлайн-бизнеса добровольно следовать набору правил, которые контролируют публикацию рекламы на основе анализа поведения. Эти правила предполагают, что компании, присоединившиеся к программе, должны сообщать пользователям о том, что cookie, которые они сохраняют, могут быть использованы для рекламной деятельности на основе их поведения. В правилах также говорится о том, что компании-члены NAI, обязаны прекратить использовать cookie для своей рекламной деятельности, если так решит пользователь.

Исследователи заявляют, что, по крайней мере, восемь членов NAI из 64-х, которые участвовали в тестировании, продолжали размещать поведенческие рекламные cookie на компьютерах исследователей после того, как просили этого не делать.

«Не менее восьми членов NAI обещали остановить слежку после отказа, но, тем не менее, продолжают оставлять следящие cookie», – написал в своём блоге Джонатан Майер, один из стэндфордских учёных.

Майер сказал, что исследователи провели три теста по поводу обещаний членов NAI. В некоторых случаях компании удаляли cookie, но исследователи обнаруживали, что они восстанавливались после того, как они снова начинали просматривать содержимое сайтов. В других случаях некоторые компании удаляли лишь часть cookie-файлов, тогда как другие оставались.

Одна из восьми фирм, Vibrant Media, вообще не удаляла никаких cookie, когда её об этом просили, по заявлению исследователей.

Более половины членов NAI, участвующие в тестировании, оставляли отслеживающие cookie после того, как исследователи говорили веб-сайтам, что отказываются от этого. По мнению исследователей, члены NAI должны всего лишь позволить пользователям отказаться от таргетирования рекламы на основе их поведения и от слежения.

«Из 64-х компаний, которые мы исследовали, 33 оставляют отслеживающие cookie после отказа от их получения», – заявляют исследователи.

Тем не менее, по словам исследователей, по крайней мере, 10 членов NAI, включая Google, и удаляют отслеживающие cookie, и не используют таргетирование рекламы на основе исследования поведения пользователей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Ущерб от Android-вредоноса NFCGate в России превысил 1,6 млрд рублей

F6 предупреждает о новой опасной вредоносной версии легитимного Android-приложения NFCGate. По данным аналитиков, она встроена в многофункциональный банковский троян RatOn и в ближайшее время может быть использована против клиентов крупных российских банков. Такой зловред позволяет злоумышленникам незаметно для владельца устройства похищать деньги как с банковских счетов.

По расчётам F6, только за первые 10 месяцев 2025 года ущерб от всех вредоносных версий NFCGate в России превысил 1,6 млрд рублей.

МВД также фиксирует рост заражений: во второй половине года на «обратную» модификацию NFCGate пришлось более половины всех инцидентов — 52,4%.

RatOn: новая и более опасная связка

Исследователи ThreatFabric первыми обнаружили RatOn в Чехии, а специалисты F6 смогли получить его образец и подробно изучить. По их словам, RatOn значительно мощнее предыдущих модификаций NFCGate: фактически, это целый набор инструментов для скрытного управления устройством.

Схема заражения выглядит так:

  1. Пользователь скачивает поддельное приложение — исследованный образец маскировался под TikTok.
  2. После установки на устройстве незаметно появляется второй APK-файл — троян удалённого доступа.
  3. Затем устанавливается третий APK — вредоносная версия NFCGate.

Эта «матрёшка» позволяет преступникам развернуть нужную функциональность поэтапно, не вызывая подозрений.

RatOn получает полный доступ к устройству через Android Accessibility — систему специальных возможностей, которая в данном случае используется в целях удалённого управления.

Троян умеет:

  • запускать банковские приложения, вводить ПИН-код и увеличивать лимиты операций;
  • выполнять автоматические переводы на заранее подготовленные счета;
  • собирать данные из приложений, соцсетей и мессенджеров;
  • подменять номера счетов и другие чувствительные данные;
  • отправлять СМС;
  • блокировать экран «чёрным окном», скрывая свою активность;
  • заставлять пользователя менять пароль и перехватывать его;
  • создавать новые контакты и подменять номера в телефонной книге.

Для удалённого контроля RatOn делает снимки экрана каждые 50 мс и передаёт потоковое изображение злоумышленникам.

Аналитики F6 отмечают: функциональность RatOn изначально адаптирована под русскоязычные приложения. Это значит, что разработчики закладывали возможность атаковать российских пользователей ещё на этапе разработки.

Кроме того, предыдущие версии NFCGate почти всегда доходили до России: сначала применялись за рубежом, а затем появлялись в атаках на российских клиентов банков.

Как защититься

Рекомендации специалистов F6:

  • не общаться в мессенджерах с незнакомцами, представляющимися сотрудниками банка или госструктур;
  • не переходить по ссылкам из СМС и сообщений;
  • не устанавливать приложения по совету посторонних и с непроверенных сайтов;
  • скачивать программы только из официальных магазинов (RuStore, Google Play);
  • внимательно читать отзывы о приложениях;
  • не сообщать никому логины, пароли, PIN и CVV-коды;
  • при подозрении на компрометацию карты — сразу блокировать её через банк;
  • не удалять банковские приложения по просьбе незнакомых людей.

Также можно самостоятельно проверить устройство:

  1. Какие приложения имеют доступ к NFC.
  2. Какой софт выбран платежной системой по умолчанию.
  3. Какие программы подключены к Android Accessibility.

Если среди них есть что-то неизвестное или установленное «по чьему-то совету», такое приложение лучше удалить.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru