Скрипт-атака руками пользователя

Скрипт-атака руками пользователя

...

Специалисты антивирусной компании Sophos сообщают о новой мошеннической атаке, которая предпринимается против участников сети Facebook. Средства психологического манипулирования, которые применяют злоумышленники, вполне обычны; тем не менее, есть в этом нападении и ряд не совсем стандартных черт.


Приманкой для пользователей служит старая, избитая, но по-прежнему популярная идея - "посмотрите, кто посещал вашу страницу". Фальшивые приложения такого рода появляются в известной соцсети с завидной регулярностью; участники же, мечтающие узнать, кто чаще всех заходит к ним в профиль, столь же регулярно попадаются к мошенникам на крючок. Обычно жертву просят установить ложную Facebook-программу и предоставить ей доступ ко странице; однако попадаются и другие интересные варианты.

Один из таких случаев - "Официальное приложение для просмотра профилей", ссылка на которое находится на странице пользовательской группы Social Tagging Worldwide. Участнику, решившемуся перейти по такой ссылке, будет отображено окно с просьбой "пройти 5-секундную проверку безопасности" - якобы для того, чтобы подтвердить свое членство в социальной сети. В случае согласия появится другое окно примерно следующего вида:


(изображение из первоисточника nakedsecurity.sophos.com)

Как можно заметить, жертву просят расположить в адресной строке обозревателя некий "уникальный идентификатор", после чего нажать клавиши F6 и Enter. На вид в этих инструкциях нет ничего инфернального; однако за процедурой "перетаскивания" или копирования-вставки скрывается далеко не безобидная операция - в адресную строку помещается вовсе не набор цифр, а полноценный код на JavaScript, который после нажатия кнопки ввода исполняется в контексте загруженной в браузер страницы. Он, в свою очередь, вызывает другой скрипт, в результате чего все друзья жертвы автоматически получают спам-приглашения в определенную группу на Facebook.

Формально эта атака напоминает межсайтовое исполнение сценариев, но с одной разницей: нежелательное содержимое не подгружается с постороннего ресурса, а вставляется пользователем, который в этой ситуации фактически сам же и помогает злоумышленнику совершить нападение. Современные системы борьбы с XSS, на какой бы стороне они ни стояли (хоть пользователя, хоть сервера, который он посещает), на подобный вариант не рассчитаны и помочь пока ничем не могут.

Naked Security @ Sophos

Письмо автору

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru