Системы мониторинга эффективности сотрудников
Средства контроля эффективности сотрудников и учета рабочего времени
Описание и назначение
Системы контроля эффективности сотрудников и учета рабочего времени — это системы, позволяющие анализировать действия сотрудников организации и контролировать использование ими рабочего времени на рабочих местах, осуществлять контроль бизнес-процессов и решать комплекс задач, связанных с утечками конфиденциальных данных и дальнейшим расследованием инцидентов.
Системы контроля эффективности сотрудников довольно тесно расположены с системами защиты от утечки конфиденциальной информации, однако представляют собой отдельный класс решений. Такие системы позволяют решать задачи по контролю сотрудников на их рабочих местах:
- Учитывать время работы сотрудников (система отслеживает, когда пользователь вошел в систему, сколько раз блокировал свой экран и когда выключил компьютер).
- Оценивать и контролировать эффективность сотрудников (система логирует все действия пользователей, что позволяет оценивать, какое время сотрудник работал с документами в текстовом редакторе, а сколько времени он потратил на просмотр страниц в браузере).
- Выявлять нелояльных сотрудников (система ведет учет всех запускаемых приложений на компьютере пользователя, что позволит определить, занят ли сотрудник работой или играми на рабочем месте).
- Выявлять мошеннические схемы и искать возможные утечки информации (система позволяет просматривать сообщения, которые отправляют сотрудники по электронной почте или в мессенджерах, а также отслеживать отправляемые файлы, как по почте, так и на внешние устройства).
- Блокировать отправку конфиденциальной информации с помощью контентного анализа.
- Выявлять инциденты информационной безопасности или их предпосылки (система записывает не только действия сотрудников, но и производит мониторинг электронной почты, различных мессенджеров и буфера обмена).
- Сохранять базу, необходимую для расследования инцидентов безопасности, производить поиск утечек конфиденциальной информации.
Важной функцией таких систем является возможность видеозаписи всех действий пользователей, записи звука через микрофон компьютера и видео с веб-камер, сбора скриншотов экрана в разные промежутки времени, а также возможность удаленного подключения к рабочим местам сотрудников таким образом, что они не будут об этом знать.
С точки зрения функциональности системы контроля эффективности сотрудников могут производить мониторинг трех компонентов: событий, информации, системы. К событиям относятся все действия пользователей, такие как клики мышкой, работа с приложениями, включение и отключение компьютера. К информации относится анализ информации, проходящей по различным каналам передачи данных. Мониторинг системы подразумевает возможность контроля аппаратной составляющей компьютера сотрудника, реестра программного обеспечения и используемых приложений.
Основными компонентами систем контроля эффективности сотрудников являются программные агенты, которые устанавливаются непосредственно на рабочие места сотрудников (причем как открыто, так и в скрытом режиме, если руководство желает скрыть факт проверки действий своих подчиненных), и сервер, который позволяет настраивать политики информационной безопасности, параметры отслеживания действий сотрудников, а также предоставляет возможность составления подробных отчетов по каждому сотруднику.
Учитывая специфику деятельности современных организаций, такие системы могут устанавливаться не только в пределах одной локальной сети, но и существуют решения, в которых агенты могут располагаться в других сетях. Разработчики систем контроля эффективности сотрудников также предлагают возможность работы их системы в облаке, что позволяет не тратить собственные ресурсы на поддержку системы, но иметь возможность контроля пользователей через веб-консоль.