Мессенджер Signal ввёл квантово-устойчивое шифрование PQXDH

Мессенджер Signal ввёл квантово-устойчивое шифрование PQXDH

Мессенджер Signal ввёл квантово-устойчивое шифрование PQXDH

Разработчики защищённого мессенджера Signal внесли нововведения в кастомный протокол, который отныне будет поддерживать квантовую устойчивость благодаря переходу от спецификации Extended Triple Diffie-Hellman (X3DH) к Post-Quantum Extended Diffie-Hellman (PQXDH).

В компании так прокомментировали доработки:

«С этим обновлением мы добавляем дополнительный защитный слой, который должен уберечь данные от квантовых компьютеров, которые уже в ближайшем будущем могут стать реальной угрозой для текущих стандартов шифрования».

К слову, буквально в прошлом месяце Google добавила в Chrome 116 поддержку квантово-устойчивого шифрования. Чуть позже Национальный институт стандартов и технологий (NIST) подготовил первый драфт стандартов для квантово-устойчивой криптографии с открытым ключом.

Протокол Signal представляет собой набор криптографических спецификаций, обеспечивающих сквозное шифрование (E2EE) для обмена текстовыми и голосовыми сообщениями.

Само собой, пока рано говорить о квантовых компьютерах в контексте реальных кибератак, однако злоумышленники используют более хитрый подход — «собери сейчас, расшифруешь позже». Смысл его в том, чтобы уже сегодня нахватать как можно больше данных, а потом расшифровать их с помощью квантовых технологий.

Здесь Signal отвечает в виде PQXDH, который отличается от того же NIST’овского CRYSTALS-Kyber гибридным подходом: он объединяет протоколы X25519 и Kyber-1024, что даёт эквивалентную AES-256 защиту.

«Смысл нашего апгрейда до PQXDH заключается в вычислении общего секрета, который будет известен только сторонам частной коммуникации. При этом используются протокол X25519 и CRYSTALS-Kyber», — объясняют в Signal.

«В этом случае атакующему придётся взломать как X25519, так и CRYSTALS-Kyber для вычисления одного секрета».

Госдума приняла в первом чтении два закона об ответственности в сфере КИИ

Госдума приняла два закона, уточняющих составы уголовных преступлений и административных правонарушений, связанных с ненадлежащей эксплуатацией объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). В ряде случаев ответственность за такие нарушения смягчается. Законопроекты № 1071997-8 и № 1071966-8 были внесены в Госдуму в ноябре 2025 года группой депутатов.

Принятые нормативные акты уточняют положения статьи 274.1 Уголовного кодекса РФ, которая касается нарушения правил эксплуатации объектов КИИ.

Часть деяний авторы предлагают декриминализировать и отнести к административным правонарушениям. Основной мотив таких изменений — снизить риск оттока кадров из организаций, являющихся субъектами КИИ, где значительная доля сотрудников фактически выступает пользователями систем, подпадающих под жёсткое регулирование.

«Представляется обоснованным внесение изменений в части 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, уточняющих объективную сторону состава преступления в части определения общественно опасных последствий в форме уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, — говорится в пояснительной записке к законопроекту № 1071997-8. — Вместе с тем действующая редакция частей 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, в силу отсутствия определения вреда как признака состава преступления, не позволяет объективно оценивать его наличие либо отсутствие».

Как отмечают авторы, предлагаемые изменения основаны на анализе сложившейся судебной практики по статье 274.1 УК РФ. Она показывает, что суды, как правило, трактуют вред КИИ как копирование либо изменение информации в соответствующих системах.

В рамках законопроекта № 1071966-8 предлагается декриминализировать все нарушения правил эксплуатации КИИ, которые не привели к очевидному ущербу, и перевести их в разряд административных правонарушений.

Согласно статистике, собранной директором технического департамента RTM Group Фёдором Музалевским, около 10% дел по статье 274.1 УК РФ по итогам 2021 года были возбуждены из-за случайных или неосознанных действий без корыстного мотива. Кроме того, как показывают данные Судебного департамента за последние пять лет, реальные сроки лишения свободы по этой статье назначаются крайне редко и носят единичный характер.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru