Июньская провальная атака на Group-IB — дело рук китайской Tonto Team

Июньская провальная атака на Group-IB — дело рук китайской Tonto Team

Июньская провальная атака на Group-IB — дело рук китайской Tonto Team

Аналитики из Group-IB опубликовали подробности летней кибератаки APT-группы Tonto Team, которой многие исследователи приписывают китайские корни. Вредоносные письма, разосланные на адреса сотрудников компании, были вовремя обнаружены и заблокированы; аналогичные послания получили несколько десятков российских ИТ- и ИБ-вендоров.

По данным GIB, хакерская группировка Tonto Team специализируется на кибершпионаже и краже интеллектуальной собственности как минимум с 2009 года. Изначально ее интересовали только мишени в Южной Корее, Японии, США и на Тайване, но к 2020 году целевые атаки распространились на страны Восточной Европы.

Летние вторжения начинались с адресного письма с вредоносным вложением — документом Microsoft Office с RTF-эксплойтом, созданным с помощью компоновщика Royal Road. Для проведения рассылок злоумышленники зарегистрировали почтовый ящик на бесплатном сервисе GMX Mail (Global Message eXchange).

Сообщения распространялись от имени реального сотрудника целевой компании. Из используемых эксплойтов были выявлены не утратившие актуальность CVE-2017-11882, CVE-2018-0802 и CVE-2018-0798 для Equation Editor (Microsoft от него отказалась в 2018 году).

 

После отработки эксплойта в систему загружается кастомный бэкдор Bisonal, который Tonto Team использует с 2019 года. Вредонос обеспечивает хакерам удаленный доступ и позволяет выполнять различные команды на зараженной машине. Для их получения он обращается к японскому серверу, который и ранее использовался в атаках APT-группы.

Основные функциональные возможности Bisonal:

  • сбор информации о скомпрометированном хосте (языковая кодировка системы, адрес прокси-сервера, время с момента загрузки системы, имя хоста, имя учетной записи, из-под которой запущен файл, локальный IP-адрес);
  • получение списка процессов;
  • завершение указанного процесса;
  • получение удаленного доступа к cmd.exe;
  • загрузка файла с командного сервера и его запуск;
  • создание файла на диске с использованием локальной языковой кодировки.

В ходе летних атак китайские хакеры также использовали другую полезную нагрузку — ранее недокументированный бэкдор QuickMute.

Все IoC, подтверждающие атрибуцию, приведены в блог-записи Group-IB, посвященной разбору APT-атак. Как выяснилось, это уже вторая атака Tonto Team против Group-IB; первая была проведена летом 2021 года и тоже оказалась провальной.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru