Роскомнадзор заказал сервис по ловле дипфейков

Роскомнадзор заказал сервис по ловле дипфейков

Роскомнадзор заказал сервис по ловле дипфейков

Роскомнадзор заинтересовался разработкой НИУ ИТМО в области распознавания лжи по видеозаписи. В ведомстве допускают, что систему могут использовать для выявления “дипфейков”. Решение пока только на английском языке.

О сервисе Expert на основе искусственного интеллекта сегодня пишет “Ъ”. Система позволит проверять видеозаписи выступлений на предмет лжи и манипуляций.

По словам одного из собеседников “Ъ”, прототип был представлен Роскомнадзору на заседании экспертного совета ГРЧЦ по ИИ в июле:

“Присутствовал глава Роскомнадзора Андрей Липов, которого решение заинтересовало. Он попросил как можно скорее передать его ведомству на тестирование”.

Сервис позволяет анализировать видеозаписи на предмет лжи и представляет интерес для оперативного выявления “дипфейков” (deepfake), уточнил глава Научно-технического центра ФГУП ГРЧЦ Александр Федотов:

“Если ИТМО сможет представить устойчиво работающую технологию в виде готового продукта, ГРЧЦ рассмотрит возможность ее применения”.

Expert анализирует видео или аудио, оценивая уверенность, уровень агрессии внутренней и внешней, конгруэнтность (уровень согласованности информации, передаваемой вербальным и невербальным способом) и противоречивость, сравнивает слова с научными статьями и высказываниями других специалистов.

Система заточена пока только под английский язык. Разработчики объясняют это популярностью именно английского, а эксперты “Ъ” — тем, что 90% российских разработок, связанных с ИИ, построены на основе скачанных открытых зарубежных библиотек вместе с дата-сетами для их обучения.

“Поэтому разработка ИТМО адаптирована для английского языка. Для переобучения под русский потребуется большой массив данных и затраты”, — говорит топ-менеджер профильной ИТ-компании.

Доработка для получения текста из речи на русском языке стоит в ближайших планах, заверяют в ИТМО. Там же добавили, что система уже прошла предварительное тестирование в преддверии выборов в Сенат США.

“Мы проанализировали опубликованные на YouTube интервью шести кандидатов на предмет противоречивости, агрессии и уверенности в себе”, — говорит руководитель научно-исследовательской лаборатории “Когнитивная невербалика” НЦКР ИТМО Олег Басов.

По его словам, в заявлениях трех кандидатов система обнаружила скрытую агрессию, а одного из них удалось уличить во лжи. Анализировал ли эксперт речь российских политиков на английском языке, не уточняется.

Подробнее про дипфейки можно прочитать в материале “Технологии Deepfake как угроза информационной безопасности”.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

F6 выявила сеть мошеннических ресурсов по продаже ветпрепаратов

Компания F6 выявила сеть из 20 телеграм-каналов и фейковый сайт ветеринарной клиники. Мошенники обманывали владельцев домашних животных, предлагая по 100% предоплате поставки импортных ветеринарных препаратов, ставших дефицитом из-за санкций.

По данным F6, злоумышленники действуют под брендом «Зооаптека PRO». Их схема работает с мая, однако, как сообщает ТАСС, первые жалобы от пострадавших появились ещё в апреле.

Чаще всего мошенники предлагают купить препараты против блох и клещей – «Бравекто», «Симпарику», «Апоквел», NexGard. Эти средства стали труднодоступными после введения санкций, а указанные цены близки к рыночным, что делает предложения правдоподобными.

Как отмечают в F6, сайт и телеграм-каналы злоумышленников индексируются в российских поисковиках. Кроме того, создан отдельный канал с поддельными положительными отзывами, где нельзя оставлять комментарии. При этом в компании уточняют, что до конца не установили, каким именно образом мошенники привлекают новых жертв.

Заказы принимаются через аккаунт «менеджера» в одном из телеграм-каналов. Реквизиты для оплаты постоянно меняются, а от покупателей требуют полную предоплату. После этого с клиентом связывается «логист».

Если человек требует вернуть деньги, запускается второй этап атаки: жертву направляют на сайт-двойник банка и просят заполнить форму с полными платёжными реквизитами. В результате средства списываются повторно. Средний ущерб от одной «покупки» составляет 7–10 тысяч рублей.

Мошеннические схемы с предоплатой применяются уже не первый год. Так, осенью 2020 года фиксировалась волна атак с использованием клонов сайта ЦИАН. В 2025 году подобные схемы применялись при сборе предзаказов на новинки Apple, продаже «горящих» туров и мошенничестве вокруг обхода утильсбора на автомобили.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru