Новый ботнет-рэпер для Linux брутфорсит SSH-серверы

Новый ботнет-рэпер для Linux брутфорсит SSH-серверы

Новый ботнет-рэпер для Linux брутфорсит SSH-серверы

Обнаруженный на днях ботнет “RapperBot” с середины июня 2022 года проводит брутфорс-атаки на SSH-серверы Linux. За основу авторы вредоноса взяли троян Mirai, изменив ряд его особенностей (например, бесконтрольное распространение на максимально доступное число устройств).

RapperBot более жестко контролируется операторами, имеет ограниченные возможности по запуску DDoS, а его основная задача — получить первоначальный доступ к серверу.

Предположительно, этот вредонос может использоваться на первых этапах атаки, чтобы потом развить ее латеральным передвижением по скомпрометированной сети. За последние полтора месяца ботнет использовал более 3500 уникальных IP-адресов для сканирования и брутфорса SSH-серверов Linux.

На киберугрозу обратили внимание специалисты компании Fortinet, отметившие у зловреда нетипичные строки. Нет никаких сомнений, что RapperBot произошел от Mirai, однако его отличают уникальные функции, собственный протокол для связи с командным сервером (C2) и необычная для ботнета активность после проникновения в систему.

«В отличие от большинства клонов Mirai, которые брутфорсят серверы Telnet с помощью дефолтных или слабых паролей, RapperBot специально сканирует и атакует SSH-серверы, на которых допускается аутентификация по паролю», — объясняют в Fortinet.

«Часть кода вредоносной программы включает имплементацию клиента SSH 2.0, который подключается и брутфорсит любой SSH-сервер, поддерживающий обмен ключами по протоколу Диффи — Хеллмана (Diffie–Hellman key exchange) и шифрование данных с помощью AES128-CTR».

Брутфорс осуществляется с помощью учетных данных, загруженных с командного сервера. Специалисты Fortinet также выяснили, что RapperBot использовал механизм самораспространения через удаленный загрузчик бинарника, однако в середине июля авторы отказались от этой функциональности.

Более того, RapperBot может прикрепить SSH-ключ злоумышленников к хостовому “~/.ssh/authorized_keys”. Такой подход позволяет сохранять доступ к серверу между перезагрузками и даже в том случае, если вредонос обнаружен и удален.

В более поздних семплах авторы вредоноса добавили строкам дополнительные слои обфускации, например XOR-шифрование.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru