Торвальдс: Впереди много проблем, связанных с аппаратным обеспечением

Торвальдс: Впереди много проблем, связанных с аппаратным обеспечением

Торвальдс: Впереди много проблем, связанных с аппаратным обеспечением

Создатель ядра Linux Линус Торвальдс предупреждает, что управление софтом значительно осложнится благодаря двум проблемам аппаратного обеспечения, которые находятся вне зоны контроля команд DevOps.

Свои мысли по этому поводу Торвальдс выразил на конференции KubeCon + CloudNative + Open Source Summit China.

Первой проблемой программист назвал нескончаемый поток патчей для уязвимостей, вызванных моделью спекулятивного выполнения, без которой не может обойтись Intel и другие производители процессоров.

Напомним, что вендоры рассчитывают именно на спекулятивное выполнение, когда речь заходит о повышении скорости работы и улучшении производительности.

Каждая вызванная этим уязвимость требует выпуска новых патчей для ядра Linux, что приводит, по словам Торвальдса, к мучительному процессу обновления. Каждый патч требует от организаций установить не только обновления Linux-ядра, но и BIOS.

Есть и другой путь — отключить гиперпоточность (Hyper-threading, HTT). Но в этом случае страдает производительность, которая в среднем падает на 15%.

Вторая серьезная проблема — закон Мура и прогноз Давида Хауса из Intel, согласно которому производительность процессоров должна удваиваться каждые 18 месяцев из-за сочетания роста количества транзисторов и увеличения тактовых частот процессоров.

Линус Торвальдс считает, что производителям необходимо повторно оптимизировать свой код, чтобы продолжать повышать производительность. В большинстве случаев это станет шоком для команд разработчиков.

Linux вдохнул новую жизнь в видеокарты AMD 2011–2013 годов

Старые видеокарты AMD получили неожиданно хорошие новости из мира Linux. В ближайшей версии ядра Linux 6.19, выход которой ожидается в феврале 2026 года, появится полноценная поддержка графических процессоров на архитектурах GCN 1.0 и 1.1 — тех самых, что дебютировали ещё в 2011–2013 годах.

Речь идёт о поколениях Southern Islands и Sea Islands, знакомых по таким моделям, как Radeon HD 7970, HD 7950, а также Radeon R9 290 и 290X.

До сих пор владельцы этих видеокарт были вынуждены мириться с ограничениями: современный драйверный стек AMDGPU официально поддерживал только GCN 1.2 и более новые архитектуры. Старые GPU оставались за бортом всех свежих оптимизаций.

Ситуацию удалось изменить благодаря работе Тимура Кристофа и команды Valve, которая активно участвует в развитии графического стека для Linux. В результате для GCN 1.0 и 1.1 подготовили новые открытые драйверы, которые теперь планируется включить в основную ветку ядра.

И это не просто «поддержка для галочки». По тестам Phoronix, перевод Radeon HD 7950 на новый драйверный стек даёт прирост производительности до 30%. Особенно заметен эффект в старых OpenGL-играх, где оптимизации оказываются наиболее эффективными.

Одна из ключевых причин такого прироста — полноценная поддержка Vulkan-драйвера RADV из Mesa. Ранее владельцы старых карт были фактически лишены преимуществ современного графического стека, а теперь получают более быстрый и стабильный рендеринг.

Разумеется, ждать чудес не стоит: видеокарты 12–14-летней давности не станут внезапно пригодными для современных AAA-проектов. Но для повседневной работы, старых игр и просто более плавного интерфейса улучшения будут вполне ощутимыми.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru