Более 90% APT-атак начинаются с отправки сообщений направленного фишинга

Более 90% APT-атак начинаются с отправки сообщений направленного фишинга

Компания Trend Micro, представляет результаты нового исследования направленных атак, материал для которого собирался в период с февраля по сентябрь нынешнего года. Согласно его результатам, в 91% случаев направленные атаки начинаются с рассылки сообщений «направленного фишинга».

Эти результаты подтверждают сделанный ранее вывод о том, что направленные атаки зачастую начинаются с «мелочи», например, сообщения электронной почты, призванного убедить получателя открыть вредоносный файл во вложении или перейти по ссылке, ведущей на сайт с вредоносным ПО или эксплойтом. Направленный фишинг (от англ. “spear fishing” — охота на крупную рыбу с гарпуном) — это новая разновидность фишинговых атак, отличительная особенность которой — использование злоумышленником информации о предполагаемой жертве, чтобы сделать сообщение более «индивидуальным» и лучше замаскировать свои намерения. Например, подобные сообщения могут содержать обращение к адресату по его имени, должности и званию вместо стандартных «обезличенных» заголовков вроде «Доброго времени суток!» или «Уважаемые господа!».

Согласно выводам отчета «Направленный фишинг — самая распространенная прелюдия к APT-атаке» (Spear Phishing Email: Most Favored APT Attack Bait), 94% подобных сообщений в качестве «полезной нагрузки» имеют вложение с вредоносным файлом, который и представляет собой источник заражения. В оставшихся 6% случаев злоумышленники используют альтернативные методы, например, убеждают пользователя перейти по опасной ссылке или загрузить файлы, содержащие вредоносный код. Причина такого неравного соотношения очевидна: сотрудники крупных компаний или госучреждений обычно обмениваются файлами (например, отчетами, бизнес-документами или резюме) по электронной почте, поскольку загрузка материалов напрямую из Интернета считается небезопасной практикой.

Ключевые выводы исследования:

  • 70% вложений в сообщения направленного фишинга, проанализированные в течение периода исследования, представляли собой файлы наиболее распространенных форматов. Наиболее часто используемыми типами файлов были .RTF (38%), .XLS (15%) и .ZIP (13%). Исполняемые файлы (.EXE) не особенно популярны среды киберпреступников, главным образом потому что сообщения с вложенными файлами .EXE, как правило, легко определяются и блокируются средствами ИТ-защиты.
  • Наиболее частыми жертвами направленного фишинга стали госучреждения и общественные организации. Публичные государственные веб-сайты довольно часто содержат открытую информацию о госучреждениях и должностных лицах. Общественные организации, активно действующие в социальных сетях, также охотно делятся информацией о своих участниках, так как это упрощает общение, организацию мероприятий и рекрутинг новых членов. Многие участники общественных организаций имеют открытые профили в сети, что делает их более легкой мишенью для злоумышленников.
  • Как следствие, в 75% случаев электронные адреса потенциальных жертв можно легко найти простым поиском в Интернете или «подобрать», используя стандартную модель формирования адреса. 

В 31% российских компаний отсутствует стратегия внедрения средств ИБ

По данным MWS Cloud (входит в МТС Web Services), стратегию внедрения средств кибербезопасности имеют лишь 42% российских компаний. У 27% бизнес-структур она находится в стадии разработки, а у 31% таковой нет.

Проведенное исследование также показало, что российский бизнес осознает необходимость вкладываться в ИБ, однако небольшие предприятия ожидаемо отстают по наличию стратегии на этом направлении (из-за ограниченных ресурсов). У крупных компаний показатель составил 58-68%, у мини и микро — лишь 31%.

Решения в отношении СЗИ обычно принимает руководство: в 66% случаев — директор по инфраструктуре, в 18% — гендиректор, в 8% — директор по кибербезу. На внедрение таких решений в российских компаниях чаще всего уходит от одного до шести месяцев, в 14% случаев — более 1 года.

Две трети крупных бизнес-структур предпочитают пользоваться облачными ИБ-услугами, в СМБ показатели скромнее (от 24 до 29%).

«Отраслевой срез показывает, что лидерами по доле средств кибербезопасности в облаке являются ИТ, сегмент развлечений и медиа, а также наука и образование (средняя доля около 36%), — отметил директор по продуктам MWS Cloud Михаил Тутаев. — Для транспорта и ретейла также характерны высокие значения (24–27%)».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru