Экономическое и географическое развитие киберпреступности в период кризиса не останавливается

...

Корпорация Symantec выпустила 15-й ежегодный отчет о киберугрозах (Internet Security Threat Report (ISTR) vol. XV), который описывает ключевые тренды в области Интернет-преступности с 1 января по 31 декабря 2009 г. Период, отмеченный двумя мощнейшими атаками — Downadup в начале года и Hydraq в конце, — характеризуется продолжением роста объемов и изощренности киберугроз.

 
«Киберпреступники переходят от простых атак к крайне изощренным шпионским кампаниям, целью которых становятся крупнейшие мировые корпорации и правительственные структуры, — подчеркнул Стивен Триллинг (Stephen Trilling), старший вице-президент Symantec по технологиям защиты. — Масштаб таких угроз и тот факт, что они возникают по всему миру, переводит данную проблему на международный уровень. Необходима совместная работа коммерческих компаний и мировых правительств».
 
В отчете отмечены следующие тенденции:
  • Увеличение количества направленных угроз на конкретные компании. Возможность получения выгоды от публикации корпоративной информации заставляет киберпреступников уделять пристальное внимание корпоративному сектору. Аналитики отмечают, что хакеры используют распространенную в социальных сетях персональную информацию для организации массовых атак на ключевых менеджеров целевых компаний. Hydraq, получивший широкую известность в начале 2010 г., является всего лишь последней популярной угрозой из числа многочисленных аналогичных вредоносных кампаний, таких, как Shadow Network в 2009 г. и Ghostnet в 2008 г.

  • Готовые инструменты делают Интернет-атаки все более простыми. Специальные инструменты позволяют новичкам гораздо легче взламывать компьютеры и воровать информацию. Один из таких пакетов Zeus (Zbot), стоимость которого составляет всего $700, автоматизирует процесс создания кастомизированного вредоносного кода, с помощью которого можно получить доступ к персональным данным. Используя этот и другие аналогичные инструменты, злоумышленники создали буквально миллионы вариантов программ, предназначенных для того, чтобы обходить средства защиты.
  • Количество веб-атак продолжает растати. Современные злоумышленники используют техники социальной инженерии для привлечения ничего не подозревающих пользователей к зараженным веб-сайтам. Затем такие порталы атакуют браузер жертвы и используют уязвимые плагины, необходимые для просмотра видеоматериалов или документов. В частности, 2009 г. был богат на веб-угрозы, нацеленные на PDF-просмотр, — их доля в общем объеме веб-атак достигла 49% процентов. Данный показатель существенно превысил 11%, зафиксированные в 2008 г.

  • Угрозы исходят из развивающихся стран. Аналитики подтвердили, что кибератаки приходят из развивающихся стран, где активно расширяется инфраструктура широкополосного доступа в сеть, — таких, как Бразилия, Индия, Польша, Вьетнам и Россия. В 2009 г. эти страны взлетели на первые позиции в рейтинге источников и целей вредоносной активности злоумышленников. Активное преследование киберпреступников со стороны развитых стран заставило мошенников уйти в развивающиеся государства, где вероятность наказания за такие действия существенно ниже.
Другие ключевые выводы:
  • Вредоносный код становится все более распространенным. В 2009 г. Специалисты Symantec обнаружили более 240 млн. абсолютно новых образцов кода, что обеспечивает стопроцентный прирост по сравнению с 2008 г.

  • Самыми распространенными угрозами 2009 г. стали вирус Sality.AE, троян Brisv Trojan и червь SillyFDC.
  • Вредоносный код Downadup (Conficker) продолжает распространяться. К концу 2009 г. Downadup заразил более 6,5 млн. компьютеров по всему миру. Несмотря на то что машины, инфицированные Downadup/Conficker, еще не были замечены в какой-либо вредоносной деятельности, угроза их активации сохраняется.

  • Количество компромитированных данных продолжает расти. 60% всех случаев кражи конфиденциальных данных стали результатом хакерской деятельности. Этот вид угроз касается не только к деятельности крупных корпораций, отчет Symantec State of Enterprise Security Report 2010 показывает, что в 2009 г. 75 % бизнес-структур подвергались разного рода кибер-атакам.

  • Еще один год спама. В 2009 г. доля спама в общем объеме почты составила 88 %. Аналитики Symantec подчеркивают, что наибольший всплеск нежелательных сообщений пришелся на май (90,4%), а самый низкий показатель был зафиксирован в феврале (73,7 %). Из 107 млрд. спам-сообщений, распространяемых ежедневно, около 85% пришлось на ботнеты. Десять ведущих бот-сетей, включая Cutwail, Rustock и Mega-D, контролируют сегодня более 5 млн. компьютеров пользователей. По наблюдениям Symantec в 2009 году бот-машины предлагались на «черном» рынке всего лишь по 3 цента за штуку.
  • Установка обновлений безопасности продолжает оставаться непростой задачей для многих пользователей. Аналитики подчеркивают, что поддерживать безопасную, регулярно обновляемую систему в 2009 г. оказалось все более и более трудно. К тому же многие пользователи не смогли устранить ряд старых, давно известных уязвимостей. Например, сведения об уязвимости Microsoft Internet Explorer ADODB.Stream Object File Installation Weakness были опубликованы 23 августа 2003 г., а 2 июля 2004 г. компания выпустила соответствующую «заплатку», однако даже в минувшем году эта уязвимость была на втором месте по частоте атак.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

28% сотрудников компаний сливают рабочие логины и пароли фишерам

Тренировочные фишинговые рассылки, проведенные МТС RED в рамках сервиса Security Awareness, показали, что около трети сотрудников компаний переходят по ссылкам в таких письмах, а 28% оставляют на фейковых сайтах ключи от рабочих аккаунтов.

Пробные сообщения были разосланы 1018 сотрудникам крупных компаний. Результаты показали, что 319 получателей не умеют распознавать письма фишеров, а 285 — поддельные страницы.

«Порядка 30% переходов по фишинговым ссылкам в электронных письмах, замаскированных под рядовую корпоративную переписку, — стандартный показатель для компаний, реализующих базовые меры профилактики фишинга, — комментирует Илья Одинцов, руководитель направления Security Awareness. — Однако нас удивило, что 28% получателей писем вводят свои рабочие учетные данные на фишинговой странице. Мы ожидали, что этот показатель будет в два раза ниже».

Примечательно, что после первого обучения с использованием результатов тренировки доля переходов сокращается два раза и более. Однако хорошие показатели держатся недолго и откатываются до прежнего уровня. Следовательно, такие тренинги эффективны, когда они проводятся регулярно.

Статистика получена путем анализа результатов тренировочных рассылок, проведенных в 2024 году с февраля по март. В качестве темы в письмах фигурировали внутренние новости компаний, а также подарки к 23 Февраля и 8 Марта.

Перед праздниками объемы фишинга обычно возрастают. По данным МТС RED SOC, в этом году всплеск такой активности наблюдался только накануне 8 Марта. Скачок был заметным: за несколько дней число посланий фишеров возросло на 27%.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru